По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.022

Влияние психологических установок водителя на обеспечение безопасности дорожного движения

Е. В. Шаталов канд. техн. наук, доцент, доцент, ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж
Г. Н. Климова к-т техн. наук, доцент, доцент, ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж
Н. В. Зеликова студент-бакалавр, доцент, ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж
Ю. В. Струков канд. техн. наук, доцент, доцент, ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж
Э. А. Черников канд. техн. наук, доцент, доцент, ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж
В. А. Зеликов зав. кафедрой, д-р техн. наук, доцент, ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова, г. Воронеж , E-mail: zelikov-vrn@mail.ru

Рассматривается вопрос выявление общепсихологических и социопсихологических факторов аварийности на дорогах водителями транспортных средств и подготовка предложений по использованию психологических установок водителя для повышения безопасности участников дорожного движения. Исследуется взаимосвязь особенности поведения человека от психологических процессов и взаимодействие дорожного поведения от психологической установки в опасных ситуациях.

Литература:

1. Dorokhin S. V. Road Safety Audit Based On The Results Of 2019 [Теxт] / S.V. Dorokhin, V.A. Zelikov, E.V. Starkov // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International science and technology conference «Earth science». 2021. С. 032016.

2. Романов А. Н. Надежность водителя: учеб. пособие для вузов / А.Н. Романов, П.А. Пегин. — Хабаровск: Издательство Тихоокеанского гос. университета, 2006. — 367 С.

3. Increasing psychological stability of vehicle drivers [Электронный ресурс] / V. A. Zelikov, G. N. Klimova, Y. V. Strukov, A. Y. Artemov, D. V. Likhachev // Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Editors (view affiliations) Elena G. Popkova. — Springer Verlag 2019. — Vol. 826. — P. 1129-1136.

4. Психологические аспекты, влияющие на БДД, и их учет при обучении водителей [Текст] / Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, Г.А. Денисов, В.В. Разгоняева // Грузовик. 2020. № 6. С. 38-44.

5. Методические подходы к повышению качества подготовки водителей автотранспортных средств [Текст] / В.Я. Буйленко, Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, А.Ю. Артемов // Наука и техника в дорожной отрасли. 2018. № 3 (85). С. 13-16.

6. Исследование субьективных факторов, влияющих на работоспособность водителя [Текст] / В.Я. Буйленко, Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, А.Ю. Артемов // Наука и техника в дорожной отрасли. 2020. № 4 (94). С. 33-36.

7. Математическое обоснование применения средств управления для повышения безопасности движения [Текст] / Г.Н. Климова, В.А. Зеликов, Ю.В. Струков, Г.А. Денисов, Е.А Маклакова., Э.Н. Бусарин // Грузовик. 2020. № 10. С. 27-31.

Актуальность вопроса обеспечения безопасности дорожного движения бесспорна. Активный рост уровня автомобилизации российского автопарка (по данным агентства «Автостат» автопарк в 2010 г. составлял 43,9 млн ед., а в 2020 г. — 56,7 млн ед.), вносит изменения не только в организацию дорожного движения, но и в дорожное поведение всех участников движения в улично-дорожной сети [7].

Мобильность человека возросла в разы, увеличилась интенсивность транспортных потоков. Последствия — основные показатели ДТП по РФ, остаются высокими при сравнении с аналогичными показателями стран Европы (Германия, Великобритания, Швеция, Франция и т. д.). Установление общепсихологических и социопсихологических факторов аварийности на дорогах водителями транспортных средств, и принятие мер, позволяющих остановить разрушительные процессы — очевидна. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине водителей выявляет, что большая часть из них (до 90 %) происходит из-за «превышения скорости», «несоблюдения дистанции», «несоблюдения правил маневрирования» и т. п. — не что иное как, отсутствие дисциплины у водителей, не качественно усвоенные знания Правил дорожного движения (ПДД) и конечно, состояние водителя. Систематизация причин, актуализирующихся в происходящих по вине водителей аварийных ситуациях, выявляет также серьезную проблему «неадекватного дорожного поведения» [2, 3].

Неадекватное дорожное поведение водителя проявляется в опасных ситуациях на дорогах, и является ярко выраженной временной характеристикой, восприятия, осмысленности, качеств личности [4, 5, 6].

Невозможно перечислить все причины, влияющие на поведение водителя, позволяющее избежать ошибки в своих действиях, особенно при внезапно осложнившейся ситуации на дороге.

Прежде всего, «дорожное поведение» объясняется стабильной склонностью предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению, поведению личности и соответственно характеризует уровень — профессиональной обученности, развитие водительских навыков, профессиональной воспитанности, развития личных качеств.

Для Цитирования:
Е. В. Шаталов, Г. Н. Климова, Н. В. Зеликова, Ю. В. Струков, Э. А. Черников, В. А. Зеликов, Влияние психологических установок водителя на обеспечение безопасности дорожного движения . Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала