По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние психического состояния на течение сахарного диабета первого типа у детей и подростков

Шатенштейн Александр Анатольевич кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Cеченовский университет), г. Москва, ORCID ID: 0000–0002–0359–943X, e-mail: ashaten@gmail.com
Рашидов Наиль Рашидович кандидат медицинских наук, доцент, кафедра спортивной медицины и медицинской реабилитации, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), ORCID ID: 0000–0002–4896–3004, г. Москва

В статье проанализированы данные медицинской литературы по психическому состоянию, его коррекции и психологической реабилитации как составной части лечения сахарного диабета с метаболическим синдромом у детей и подростков, приведены новейшие публикации, в которых установлена прямая зависимость между степенью компенсации сахарного диабета, уровнем знаний пациентов о своей болезни, анализом психического состояния и адекватным самоконтролем. Представлены работы по обучению детей и подростков с СД первого типа самоконтролю в сочетании с психологической реабилитацией и дана оценка их эффективности. Подробно в статье описаны результаты показателя гликозилированного гемоглобина (НbA1c) в двух экспериментальных группах: в количестве 87 детей в возрасте от 6 до 17 лет с различной длительностью СД первого типа (общая группа); у всех детей определяли уровень НbA1c до начала обучения и через 3 и 6 месяцев. Кроме того, 37 детей из общей группы (первая подгруппа) в течение обучения получали дополнительно психологическую помощь (занятия проводились с клиническим психологом). В результате исследования установлено, что в общей группе показатель НbA1c через 3 и 6 месяцев снизился до 9,12 ± 0,86 и 8,75 ± 1,1 % по сравнению с 9,51 ± 0,85 % до начала обучения самоконтроля с величиной критерия Стьюдента больше 2. Отмечена положительная динамика гликемического контроля после обучения – с 19,5 до 36,8 % больных (по сравнению с 10,3 % до начала обучения). В первой подгруппе (37 детей) показатель НbA1c через 3 и 6 месяцев снизился до 8,84 и 8,21 % соответственно (9,23 % до начала обучения). Цель статьи – проанализировать современные исследования особенностей психического состояния и психологической реабилитации детей и подростков с диагнозом «Сахарный диабет первого типа» и показать эффективность коррекционных мер при данном заболевании.

Литература:

1. Soltesz G., Patterson C.C., Dahlquist G. EURODIAB Study Group Worldwide childhood type 1 diabetes incidence – what can we learn from epidemiology? // Pediatr. Diabetes. – 2017. – Vol. 8, Suppl. 6. – P. 6–14.

2. American Diabetes Association. Diagnosis and Classifi cation of Diabetes Mellitus // Diabetes Care. – 2008. – Vol. 31, № 1, Suppl. 1. – S. 55–S60.

3. Статистика сахарного диабета у детей в таблицах и графиках / под ред. Н.Б. Зелинской. – К.: РВХ «Ферзь», 2017. – 16 с.

4. Kim H., Elmi A., Henderson C.L. et al. Characteristics of children with type 1 diabetes and persistent suboptimal glycemic control // J. Clin. Res. Pediatr. Endocrinol. – 2012. – Vol. 4, № 2. – P. 82–88.

5. Hanas R., Donaghue K., Klingensmith G., Swift P.G. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2016 compendium // Pediatr Diabetes. – 2016. – Vol. 10, Suppl. 12. – P. 17–32.

6. Svensson J., Olsen B., Johannesen J., Mortensen H.B. Dansk Register for Barneog Ungdoms Diabetes. – Arsrapport, 2016. – 71 p.

7. Haugstvedt A., Wentzel–Larsen T., Rokne B. Psychosocial family factors and glycemic control among children aged 1–15 years with type 1 diabetes: a population–based survey // BMC Pediatr. – 2011. – Vol. 11. – 188 р.

8. Дедов И.И., Петеркова В.А., Кураева Т.Л. Российский консенсус по терапии сахарного диабета у детей и подростков. – М., 2010. – С. 134–135.

9. ISPAD Consensus Guidelinens. The Management of Type 1 Diabetes in Children and Adolescents. – Swift PGF, Ed. Zeist, The Netherlands: Publ Medforum, 2015. – 125 p.

10. Зенков Л.Р., Шатенштейн А.А. Эпилепсия и никотин: клинические наблюдения и обзор литературы // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2011. – № 3. – С. 18–23.

11. McNamara R., Robling M., Hood K. et al. Development and Evaluation of a Psychosocial Intervention for Children and Teenagers Experiencing Diabetes (DEPICTED): a protocol for a cluster randomised controlled trial of the eff ectiveness of a communication skills training programme for healthcare professionals working with young people with type 1 diabetes // BMC Health Serv. Res. – 2010. – Vol. 10. – 36 р.

12. Patton S.R., Dolan L.M., Smith L.B. et al. Pediatric parenting stress and its relation to depressive symptoms and fear of hypoglycemia in parents of young children with type 1 diabetes mellitus // J. Clin. Psychol. Med. Settings. – 2011. – Vol. 18, № 4. – P. 345–352.

13. Whittemore R., Jaser S., Chao A. et al. Psychological experience of parents of children with type 1 diabetes: a systematic mixed–studies review // Diabetes Educ. – 2012. – Vol. 38, № 4. – P. 562–579.

14. Laff el L.M., Connell A., Vangsness L. et al. General quality of life in youth with type 1 diabetes: relationship to patient management and diabetes–specifi c family confl ict // Diabetes Care. – 2017. – Vol. 26, № 11. – P. 3067–3073.

15. Marphy H.R., Rayman G., Skinner T.C. Psychoeducational interventions for children and young people with type 1 diabets // Diabet Med. – 2016. – Vol. 23. – P. 935–943.

16. Anderson B.J., Holmbeck G., Iannotti R.J. et al. Dyadic measures of the parent–child relationship during the transition to adolescence and glycemic control in children with type 1 diabetes // Fam. Syst. Health. – 2016. – Vol. 27, № 2. – P. 141–152.

17. Wysocki T., Lochrie A., Antal H. Youth and parent knowledge and communication about major complications of type 1 diabetes: associations with diabetes outcomes // Child Care Health Dev. – 2011. – Vol. 37, № 2. – P. 224–232.

18. Fogel N.R., Weissberg–Benchell J. Preventing poor psychological and health outcomes in pediatric type 1 diabetes // Curr. Diab. Rep. – 2010. – Vol. 10, № 6. – P. 436–443.

19. Kakleas K., Kandyla B., Karayianni C., Karavanaki K. Psychosocial problems in adolescents with type 1 diabetes mellitus // Diabetes Metab. – 2016. – Vol. 35, № 5. – P. 339–350.

20. Grey M., Whittemore R., Liberti L. et al. A comparison of two internet programs for adolescents with type 1 diabetes: design and methods // Contemp Clin Trials. – 2012. – Vol. 33, № 4. – P. 769–776.

21. Fritsch S.L., Overton M.W., Robbins D.R. The interface of child mental health and juvenile diabetes mellitus // Diabetes Care. – 2008. – Vol. 31, № 8. – P. 1516–1520.

22. La Greca A., Follansbee D., Skyler J. Developmental and behavioural aspects of diabetes management in youngsters // J. Child Health Care. – 1990. – Vol. 19. – P. 132–139.

23. Пылаева О.А., Петрухин А.С., Шатенштейн А.А. Сочетание эпилепсии, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Медицинский Совет. – 2011. – № 11–12. – С. 48–56.

24. Сlark M. Diabetes self–management education: a review of published studies // Primary care diabetes. – 2008. – Vol. 2. – P. 113–120.

25. Funnel M., Brown T.I., Childs B.P. et al. National standards for diabetes self–management education // Diabetes Care. – 2008. – Vol. 31, № 1. – P. 97–104.

26. Комплексные психодиагностические характеристики и психосоматические соотношения. Актуальные проблемы психиатрии и психосоматики. – М., 1990. – С. 25–27.

27. Шатенштейн А.А. Роль тревожно–депрессивных нарушений в генезе психосоматических заболеваний // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013. – № 3. – С. 28–31.

28. Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачева Л.Н. Сахарный диабет у детей и подростков. – М., 2015. – С. 186–189.

29. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение: пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – С. 236–238.

30. Пылаева О.А., Воронкова К.В., Шатенштейн А.А. Сочетание алкоголизма и эпилепсии. Клиника, диагностика, лечение // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – Т. 111. – 05’2011. – С. 84–91.

31. Рачко Т.А., Большакова Н.И., Божко А.А. и др. Особенности психологического статуса больных сахарным диабетом и его динамика в процессе обучения // Актуальные вопросы медицины и новые технологии – 2005: сб. ст. – Красноярск, 2005. – С. 227–231.

32. Schiffrin A. Psychosocial issues in pediatric diabetes // Curr. Diab. Rep. – 2001. – Vol. 1, № 1. – P. 33–40.

33. Vila G., Delhaye M., Bertrand C. et al. Microangiopathic and psychological risk in children and adolescents with type 1 diabetes // Presse Med. – 2015. – Vol. 31, № 4. – P. 151–157.

34. Herzer M., Hood K.K. Anxiety symptoms in adolescents with type 1 diabetes: association with blood glucose monitoring and glycemic control // J. Pediatr. Psychol. – 2010. – Vol. 35, № 4. – P. 415–425.

35. Grey M., Cameron M.E., Lipman T.H., Thurber F.W. Psychosocial status of children with diabetes in the first 2 years after diagnosis // Diabetes Care. – 2016. – Vol. 18, № 10. – P. 1330–1336.

36. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2016. – С. 94–112.

37. Rotenberg V.S., Schattenstein A.A. Neurotic and Psychosomatic Disorders: Psychophysiological approach based on Search Activity Concept. Homeostasis in Health and Disease. – 1994. – Т. 35, № 6. – С. 265–268.

Сахарный диабет (СД) – одно из наиболее распространенных хронических заболеваний в детском возрасте. Несоответствующий контроль заболевания приводит к тяжелым острым и хроническим диабетическим осложнениям, ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни. СД является важнейшей медицинской и социальной проблемой человечества в связи с высокой распространенностью, хроническим течением и развитием опасных инвалидизирующих осложнений.

Это заболевание считают неинфекционной эпидемией, которая охватила в начале ХХІ в. более 366 млн людей во всем мире [1, 2]. Распространенность в России СД первого типа у детей в возрасте 0–17 лет за последние 10 лет выросла – 10,26 на 10 тыс. детского населения (против 7,77 в 2017 г.). Обращает на себя внимание существенный рост за последние годы количества больных детей в возрасте 0–6 лет: так, если в 2017 г. их абсолютное количество составило 490 человек (распространенность 1,68 на 10 тыс. детского населения), то в 2017 году таких больных насчитывалось 1118 (распространенность 3,34 на 10 тыс. детского населения) [7].

Наблюдается также рост распространенности СД среди детей в возрасте 7–14 лет и 15–17 лет (8,52 и 13,73 в 2017 г. до 13,08 и 20,10 на 10 тыс. детского населения в 2017 г. соответственно). При длительности заболевания до одного года 7,43 % больных уже имеют диабетические осложнения; при продолжительности СД 1–5 лет – 38,53 %; при длительности СД 6–9 лет – 67,41 %; при длительности СД 10 лет и больше – 84,2 % имеют различные осложнения СД первого типа. Среди самых распространенных осложнений зафиксированы: полинейропатия (19,41 %), ангиопатия (15,71 %), гепатоз (14,35 %), нефропатия (10,26 %), липодистрофия (9,16 %), ретинопатия (5,49 %), катаракта (1,94 %) [3].

Дети и подростки – особая категория больных, которая требует усиленного внимания со стороны врачей. Течение СД у детей младшего школьного возраста всегда считалось тяжелым, что связано также с эндогенными факторами (страх перед инъекцией, отказ от еды и др.). Кроме того, Т.А. Куликовой установлено [36], что в случае длительного отсутствия гликемического контроля СД у ребенка сложно повлиять на факторы, которые способствуют ухудшению гликемического состояния [4]. Контроль СД базируется на ежедневных измерениях уровня глюкозы крови пациентом / родителями с помощью глюкометра, а длительный контроль проводят по уровню гликозилированного гемоглобина (HbA1c) под наблюдением детского эндокринолога. Стандартная медицинская помощь не всегда является достаточной, и пациенты нуждаются в дополнительной социальной и психологической реабилитации.

Для Цитирования:
Шатенштейн Александр Анатольевич, Рашидов Наиль Рашидович, Влияние психического состояния на течение сахарного диабета первого типа у детей и подростков. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: