Люди «помогающих» профессий (врачи, психологи, учителя, соцработники) наиболее подвержены серьезным нарушениям состояния здоровья, так как условия их труда негативно сказываются на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, стимулируя развитие психогенно обусловленных расстройств, где центральное место занимают эмоциональные расстройства (Разумов А.Н., 2007).
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что работа врача акушерской практики является одной из самых сложных видов трудовой деятельности, так как предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, двойную ответственность за здоровье беременной женщины и ее ребенка, нарушение биологических ритмов, необходимость проявления выносливости и принятия решений в экстремальных ситуациях (Мерцлова Л.В., 2006; Калининская А.А., 2008; Мареев В.Ю., 2009; Селищева И.Н., 2012; Гарданова Ж.Р., 2016, Крот А.Ф., Тесакова М.Л., 2015; Cochia Mr.E., 2005, Olson R и соавт., 2012; Tessmer-Tuck J.A., Rayburn W.F., 2015, Gardanova Z., 2016).
Профессиональную надежность и работоспособность в трудовой врачебной деятельности обеспечивает психическое здоровье. К основным характеристикам психического здоровья относят:
1) «психологическую гибкость», которая позволяет человеку не избегать сложностей или негативного опыта, а активно, взаимодействуя с этими обстоятельствами, контролировать и использовать этот опыт для личностного развития (Hayes S.C. с соавт., 2006; Ghawla N., Ostafi n B., 2007; Koshdan T.V. с соавт., 2010);
2) «психологическую устойчивость», способствующую успешному управлению неожиданными жизненными изменениями и тяжелым стрессом за счет имеющихся у человека положительных качеств (Luthar S.S. с соавт., 2002; Connor K.M., Davidson J.R.T., 2003; Tugade M.M., Fredricson B.L., 2004; Rutter M., 2007).
На психологическое состояние врачей акушерской практики влияет специфика общения с беременными пациентками, которые часто не готовы к диалогу, не желают воспринимать важную информацию для сохранения своего здоровья и здоровья будущего ребенка, следовать рекомендациям. При этом изменился характер оказания акушерской помощи ввиду ухудшения с каждым годом репродуктивного здоровья будущих матерей и роста частоты гестационных осложнений (Кулаковский В.А., 2003). Беременность сегодня рассматривается не как естественное физиологическое явление, а как медикаментозная проблема, где беременная женщина становится объектом приложения необходимых исследований, медицинских манипуляций и процедур. Помимо этого, профессиональный дистресс усугубляют такие факторы, как взаимоотношения с коллегами и руководством, чувство нереализованности, бытовая неустроенность (одиночество, конфликты в семье, отсутствие свободного времени и занятий, которые бы доставили удовольствие), отсутствие эффективных копинг-стратегий.