Образовательная сфера сегодня является объектом пристального внимания со стороны как государства, так и разнообразных общественных структур. Свидетельство тому — разработка и принятие нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [1], различных подзаконных актов, которые должны регламентировать и конкретизировать его положения. В своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года президент России отметил, что «Большинство юношей и девушек стремится получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда "образовательный драйв" молодежи станет мощным стимулом развития страны. Однако сегодня, как в столицах, так и в регионах, много вузов, которые не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу» [2]. Как ключевая политическая тема качество образования неизменно присутствует в политической повестке дня [3]. Предпринимаются активные попытки внедрения разнообразных инноваций в организацию и содержание образовательного процесса. Особенно заметны в этом направлении усилия Агентства стратегических инициатив и одного из его ключевых направлений «Молодые профессионалы»: создание национальной системы компетенций и квалификаций; продвижение дуального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации; президентская программа «Глобальное образование», призванная содействовать получению образования в ведущих университетах мира и трудоустройству в России по выбранному профилю [2].
Естественно, что в условиях такого ярко выраженного социального запроса на подготовку высококлассных специалистов, идущего со стороны власти и рынка труда, на вузы возлагается особая ответственность. Первоочередной задачей становится недопущение деактуализации образования. Пути ее решения в основном понятны — максимальное приближение образовательного процесса к реалиям будущей практической деятельности. Однако реализация данной установки не так проста, особенно в сферах, связанных с гуманитарными и общественными науками, и, в частности, при подготовке юристов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность проведения независимой оценки качества образования (ст. 95) и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ст. 96). Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 030900 «юриспруденция» (бакалавриат) прямо предусматривает, что «вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности» (п. 8.1). Если с проведением общественной аккредитации образовательных программ по направлению «юриспруденция» имеется большой и в целом позитивный опыт, связанный с активной работой Ассоциации юристов России [2], то достаточной практики оперативной адаптации учебных курсов под текущие и постоянно меняющиеся требования работодателей пока нет. В настоящей статье представлен опыт юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) по повышению уровня практической составляющей в образовании будущих юристов.