По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.562 DOI:10.33920/pro-01-2512-03

Влияние потребительских ожиданий и отзывов на стратегии улучшения качества продукции

Новиков А.А. ассистент, ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», факультет управления и социальных технологий, кафедра управления качеством и конкурентоспособностью, E-mail: eizzex@yandex.ru

В статье анализируется, каким образом потребительские ожидания и отзывы формируют управленческие решения по качеству продукции на производственных предприятиях. Изучены теоретические подходы (Expectation–Disconfirmation Theory, модель восприятия качества, теория голоса клиента — VOC), проведён обзор эмпирических исследований и реальных кейсов (Toyota, Samsung, McDonald’s, Domino’s и др.). На основе анализа выделены методы и инструменты, применяемые для мониторинга ожиданий и обработки отзывов: опросы, анализ социальных сетей, системы обратной связи, стандарты ISO, контроль производственных процессов. Приведены примеры, как такие стратегии привели к снижению брака, повышению удовлетворённости, укреплению репутации. Сделаны выводы о том, что интеграция отзывов и ожиданий клиентов в структуру системы управления качеством (TQM, QMS, непрерывного совершенствования) обеспечивает конкурентное преимущество.

Литература:

1. Zhenhua W. Dynamic Expectation–Satisfaction Relationship in Sustainable Experiences with Product: A Comparative Study of Durable Goods, FMCG, and Digital Products // Sustainability. — 2025. — № 15. — С. 7045.

2. Owusu-Kyei, M., Kong, et al. Assessing the Influence of Total Quality Management on Customer Satisfaction in the Telecom Industry: A TQM–SERVQUAL Perspective // Businesses. — 2023. — № 2. — С. 251–271.

3. Regina V. Analysis of perceptions and expectations of food quality among food manufacturers and consumers: a case study in accra. — Ghana: University of Ghana, 2002. — 302 c.

4. Ghatora P. S., Hosseini S. E., Pervez S., et al. Sentiment Analysis of Product Reviews Using Machine Learning and Pre-Trained LLM // Big Data and Cognitive Computing. — 2024. — № 8(12). — С. 199–217.

5. Ghatora P.S., Hosseini S. E., Pervez S., et al. Customer Review Intelligence: A Sentiment Driven Product Quality Assessment Using NLP // International Journal on Science and Technology (IJSAT). — 2025. — № 16(2). — С. 215–225.

6. Ghatora P.S., Hosseini S. E., Pervez S., et al. Customers’ Gratification and ISO 9001 Quality Management Practices Among Manufacturing Companies // Management Research Journal. — 2023. — № 1. — С. 49–63.

7. Shang M., Lee C., Cao J., Y. Liu A. A Construction and Empirical Study of Quality Management Evaluation Index System in the Internet of Things Industry // Systems. — 2022. — № 1. — С. 231–247.

8. Ghatora, P., Hosseini, S.E., Pervez, S., Iqbal, M.J., Shaukat, N. Sentiment Analysis of Product Reviews Using Machine Learning and Pre-trained LLM // Big Data and Cognitive Computing. — 2024. — Т. 8. — № 12. — C. 199. DOI: 10.3390/bdcc8120199.

9. Griffin, A., Hauser, J.R. The Voice of the Customer // Marketing Science. — 1993. — Т. 12. — № 1. — C. 1–27. — DOI: 10.1287/mksc.12.1.1.

10. Olonade O.P., Ametepe P.K. Customers’ Gratification and ISO 9001 Quality Management Practices Among Manufacturing Companies // Management Research Journal. — 2023. — № 12(1). — С. 49–63. https://doi.org/10.37134/mrj.vol12.1.5.2023

11. Воеводина Е.Ю. Исследования благополучия с помощью передовых методов обработки естественного языка (NLP): перспективы и ограничения // Современная зарубежная психология. — 2025. — Том 14. — № 3. — С. 172–181. DOI: 10.17759/jmfp.2025140314

12. Платонов Е.Н., Мартынова И.Р. Семантический анализ отзывов об организациях методами машинного обучения // Моделирование и анализ данных. — 2024. — № 1. — С. 7–26. DOI: 10.17759/mda.2024140101

13. Марков А.К., Семёночкин Д.О., Кравец А.Г., Яновский Т.А. Сравнительный анализ технологий обработки естественного языка для улучшения качества классификации цифровых отзывов // International Journal of Open Information Technologies. — 2024. — Т. 12. — № 3. — Р. 66–77.

14. АО «АвтоВАЗ», Росстандарт. Официальные сообщения и отчёты по отзывным кампаниям в автомобилестроении (пример АвтоВАЗ, 2025) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://info.avtovaz.ru/; доп. источники: https://www.interfax.ru/, https://www.kommersant.ru/, https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 14.10.2025).

15. Цифровая трансформация: ожидания и эффекты [Электронный ресурс] : сборник докладов / НИУ ВШЭ. — М.: НИУ ВШЭ, 2024.

16. Кайтялиди О.Н., Касимова Т.В., Горбатов С.А. Нетнография — самый современный метод исследования потребительских мнений // Все о мясе. — 2021. — № 5. — С. 9–11.

17. Piotrowski C. Toyota Recall Crisis: Public Attitudes on Leadership and Ethics // Organization Development Journal. — 2010. — № 28. — С. 89–97.

18. Xia M. Consumer Response and Corporate Crisis Communication Strategies in Brand Crisis Events: A Case Study of Samsung Galaxy Note 7 // Journal of Education Humanities and Social Sciences. — 2025. — № 49. — С. 33–39.

19. Cardello, J. Domino's Turnaround — How To Face a Brand Crisis Head-On / J. Cardello. // [сайт]. — URL: https://blog.unincorporated.com/dominos-brand-crisis

20. Prathi, Mari Real case on how businesses turned negative reviews into success stories / Mari Prathi. // supplych.co : [сайт]. — URL: https://supplych.co/blog/view/real-case-on-how-businesses-turned-negative-reviews-into-success-stories

21. RAPPAREL & FOOTWEAR CASE STUDY. // powerreviews : [сайт]. — URL: https://www.powerreviews.com/success-stories/skechers/

22. Quality assurance: A critical ingredient for organizational success. // ISO : [сайт]. — URL: https://www.iso.org/quality-management/quality-assurance

Дата поступления: 16.10.2025. Дата принятия к публикации: 17.10.2025

В современных условиях глобальной конкуренции и высокой информированности потребителей качество продукции становится одним из ключевых факторов успеха организаций. Управление качеством продукции (продуктовых свойств, производственного процесса, сервисной поддержки) требует не только внутренних процедур, но и понимания того, чего именно ожидают потребители и каково их восприятие качества после использования. Отзывы клиентов (как через формальные каналы, так и через социальные сети и медиа) играют двоякую роль: они могут выявлять слабые места, формировать комиссионные сигналы рынку, а также служить источником инноваций.

Цель статьи: исследовать взаимосвязь между потребительскими ожиданиями и отзывами, и стратегиями управления качеством продукции; выделить методы и инструменты, показать на примерах, как эти механизмы работают на практике, оценить эффекты, и дать рекомендации по интеграции этих аспектов в систему управления качеством на производственных предприятиях.

Задачи исследования:

1. Обобщить теоретические подходы к понятию ожиданий и восприятия качества, их измерения.

2. Проанализировать эмпирические исследования и реальные кейсы, иллюстрирующие влияние отзывов и ожиданий на качество продукции.

3. Вычленить методы и инструменты, применяемые в стратегиях улучшения качества, вовлекающие потребителей.

4. Оценить эффекты таких стратегий: снижение дефектов, увеличение удовлетворённости, репутационные выгоды.

5. Разработать рекомендации для производственных предприятий по эффективному использованию информации от потребителей в системе управления качеством.

Материалы и методы исследования

Для выполнения исследования использованы следующие методы:

• Теоретический анализ: обзор литературы по темам потребительских ожиданий, восприятия качества, моделей качества (Expectation–Disconfirmation, SERVQUAL, Voice of the Customer и др.).

Для Цитирования:
Новиков А.А., Влияние потребительских ожиданий и отзывов на стратегии улучшения качества продукции. Управление качеством. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: