По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 08.00.12

Влияние отдельных ФСБУ для организаций государственного сектора на содержание учетной политики бюджетных учреждений

Бусуек Наталья Александровна канд. экон. наук, доцент, финансовый аналитик по МСФО, доцент кафедры финансов, налогообложения и финансового учета АОЧУ ВО «МФЮА» Россия, 117342, Москва, ул. Введенского, д. 1 E-mail: natali120261@mail.ru ORCID: 0000-0002-4124-914X
Мельникова Любовь Анатольевна канд. экон. наук, доцент, доцент департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49 E-mail: Lamelnikova@mail.ru ORCID: 0000-0002-9786-4563

В статье дается оценка влияния отдельных ФСБУ (федеральных стандартов бухгалтерского учета) для организаций государственного сектора на содержание учетной политики бюджетных учреждений в области бухгалтерского учета. Сделан вывод о том, что профессиональная разработка (составление) учетной политики должна быть связана с пониманием и внедрением положений ФСБУ для организаций государственного сектора, которые являются инструментом ее реализации в практической деятельности бюджетных учреждений. Разработка учетной политики должна происходить на основании профессионального суждения бухгалтера (экономиста) о целесообразности и эффективности выбора того или иного способа ведения бухгалтерского учета.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.04.2020).

2. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»: приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 01.04.2020).

3. Письмо Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 «О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”».

4. Инструкция от 11.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению)»: приказ Минфина России от 11.12.2010 № 157н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 01.04.2020).

5. Инструкции от 25.03.2011 № 33н «О порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 01.04.2020).

6. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»: приказ Минфина России от 30.12.2017 № 275н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 01.04.2020).

7. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: приказ Минфина России от 30.12.2016 № 256н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 01.04.2020).

8. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»: приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

9. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов»: приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

10. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы»: приказ Минфина России от 07.12.2018 № 256н. — URL: https:// www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

11. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020–2023 гг.: приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н. — URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

12. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»: приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н. — URL: https://www. minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

13. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»: приказ Минфина России от 27.12.2018 № 32н. — URL: https:// www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 20.02.2020).

14. Алексеева Г.И. Учетная политика организации: изменения в нормативном регулировании / Г.И. Алексеева [Текст] // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2017. — № 20 (428). — С. 2–8.

15. Воробьева О.Б. Учетная политика как центр управления финансами / О.Б. Воробьева [Текст] // Бюджетный учет. — 2019. — № 9 (177). — С. 54–57.

16. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Формирование учетной политики в практике российских организаций / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова [Текст] // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 32 (374). — С. 16–27.

17. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова [Текст] // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 46 (244). — С. 2–10.

18. Кеворкова Ж.А., Бочарова Е.И. К вопросу о применении федеральных стандартов в бухгалтерском учете организациями государственного сектора / Ж.А. Кеворкова, Е.И. Бочарова [Текст] // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 3. — С. 12–19.

19. Моховикова В.И. Минфин России о формировании учетной политики [Текст] // Бухгалтерский учет. — 2019. — № 5. — С. 22–25.

Согласно ст. 8 (п. 1) Закона «О бухгалтерском учете», «совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику» [1].

Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ и Инструкции № 157н (п. 6) бюджетные учреждения обязаны формировать свою учетную политику с учетом особенностей своей деятельности и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Важно обратить внимание на то, что законодательными и нормативными требованиями установлена обязательность формирования учетной политики для всех субъектов учета, включая государственные (муниципальные) учреждения, в том числе бюджетные учреждения. При этом способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть утверждены приказом руководства субъекта учета.

В настоящее время общие аспекты профессиональной разработки (составления) учетной политики бюджетными учреждениями регулируются Законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, ФСБУ (федеральными стандартами бухгалтерского учета) для организаций государственного сектора, методическими рекомендациями Минфина России.

В данной статье основное внимание будет уделено отдельным ФСБУ для организаций государственного сектора, которые стали применяться при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе бюджетных учреждений, начиная с отчетности 2018 года.

Остановимся подробнее на основных положениях отдельных ФСБУ для организаций государственного сектора, которые могут оказать существенное влияние на профессиональную разработку (составление) учетной политики и ее содержание в бюджетных учреждениях.

В этой связи особого внимания заслуживает ФСБУ для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», вступивший в силу 01.01.2019. Данный стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок [2]. В дополнение к нему Минфином России разработаны методические указания по применению положений данного стандарта [3]. Согласно п. 7 ФСБУ для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», «при формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения» [2]. То есть учетную политику бюджетные учреждения должны составлять самостоятельно с учетом особенностей своей структуры, отраслевых особенностей деятельности, положений ФСБУ для организаций государственного сектора, а также смогут следовать учетной политике учредителя.

Для Цитирования:
Бусуек Наталья Александровна, Мельникова Любовь Анатольевна, Влияние отдельных ФСБУ для организаций государственного сектора на содержание учетной политики бюджетных учреждений. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: