Согласно ст. 8 (п. 1) Закона «О бухгалтерском учете», «совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику» [1].
Исходя из положений Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ и Инструкции № 157н (п. 6) бюджетные учреждения обязаны формировать свою учетную политику с учетом особенностей своей деятельности и выполняемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Важно обратить внимание на то, что законодательными и нормативными требованиями установлена обязательность формирования учетной политики для всех субъектов учета, включая государственные (муниципальные) учреждения, в том числе бюджетные учреждения. При этом способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть утверждены приказом руководства субъекта учета.
В настоящее время общие аспекты профессиональной разработки (составления) учетной политики бюджетными учреждениями регулируются Законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, ФСБУ (федеральными стандартами бухгалтерского учета) для организаций государственного сектора, методическими рекомендациями Минфина России.
В данной статье основное внимание будет уделено отдельным ФСБУ для организаций государственного сектора, которые стали применяться при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе бюджетных учреждений, начиная с отчетности 2018 года.
Остановимся подробнее на основных положениях отдельных ФСБУ для организаций государственного сектора, которые могут оказать существенное влияние на профессиональную разработку (составление) учетной политики и ее содержание в бюджетных учреждениях.
В этой связи особого внимания заслуживает ФСБУ для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», вступивший в силу 01.01.2019. Данный стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок [2]. В дополнение к нему Минфином России разработаны методические указания по применению положений данного стандарта [3]. Согласно п. 7 ФСБУ для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», «при формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться не только положениями данного стандарта, иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения» [2]. То есть учетную политику бюджетные учреждения должны составлять самостоятельно с учетом особенностей своей структуры, отраслевых особенностей деятельности, положений ФСБУ для организаций государственного сектора, а также смогут следовать учетной политике учредителя.