В последние годы многие хозяйства южной агроклиматической зоны Самарской области значительно расширили посевные площади под кукурузой на зерно. Это во многом обусловлено достаточно продолжительным вегетационным периодом с большим количеством тепла и солнечного света, наличием плодородных черноземных почв, ростом площадей орошаемых земель, а также приобретением и строительством в последнее время современных зерносушильных агрегатов, появлением новых способов хранения зерна в полиэтиленовых рукавах. Однако урожаи зерна кукурузы еще остаются на сравнительно низком уровне и существенно уступают показателям передовых хозяйств станы. Не всегда удается добиться и высокого качества продукции [9].
Эта ситуация во многом обусловлена недостаточной обеспеченностью кукурузы элементами минерального питания, поскольку многие хозяйства, особенно фермерские, из-за дороговизны минеральных удобрений не могут позволить их покупку в полном объеме. Чаще всего под кукурузу вносят не более 40–60 кг действующего вещества азотных и фосфорных удобрений и совершенно не применяют калийсодержащие препараты, рассчитывая на то, что этого биогенного макроэлемента достаточно в суглинистых почвах [8].
Но, по мнению многих специалистов, для формирования 1 т зерна растениям кукурузы требуется около 30–35 кг калия, а на создание 5 т зерна с 1 га его потребность возрастает до 150–170 кг [2]. Естественно, почвенных запасов калия для создания урожаев зерна 8–10 т/га уже недостаточно. В последние годы в зоне Среднего Поволжья достаточно интенсивно проводятся исследования ФГБНУ ВНИИ агрохимии им. Д. Н. Прянишникова по использованию под различные сельскохозяйственные культуры в качестве калийсодержащего удобрения побочного промышленного калийно-натриево-глинистого продукта ООО «ЕвроХимПроект», который отличается дешевизной и достаточно высоким содержанием калия и других необходимых для растений макро- и микроэлементов [1, 4]. Но научные исследования по использованию промышленного отхода в качестве минерального удобрения на черноземах Самарской области не проводились, и нет конкретных рекомендаций по нормам и способам его внесения под полевые культуры. Поэтому данный вопрос требует научного изучения и производственной проверки.