По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.3

Влияние нагрузки асинхронных двигателей на потребление реактивной мощности

Беляевский Р.В. Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г, Кемерово

Рассмотрено влияние нагрузки асинхронных двигателей на потребление реактивной мощности. Приведены рекомендации по рационализации работы асинхронных двигателей на промышленных предприятиях.

Литература:

1. Колесников А.И., Федоров М.Н., Варфоломеев Ю.М. Энергосбережение в промышленных и коммунальных предприятиях: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 124 с.

2. Порядок расчета значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителей электрической энергии, применяемых для определения обязательств сторон в договорах об оказании услуг по передаче электрической энергии (договоры энергоснабжения): утв. Приказом Министерства промышленности и энергетики Рос. Федерации № 49 от 22.02.2007: ввод в действие с 20.04.2007.

3. Закон РФ. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон: [принят Госдумой 11 ноября 2009 г.; одобр. Советом Федерации 18 ноября 2009 г.].

Одними из основных потребителей реактивной мощности на промышленных предприятиях являются асинхронные двигатели. Ими используется около 45 % всей реактивной мощности, потребляемой в промышленности [1]. Именно режимы работы асинхронных двигателей часто оказывают значительное влияние на общую реактивную мощность, потребляемую промышленными предприятиями, и, как следствие, на величину их коэффициента реактивной мощности tg, значение которого нормируется в [2] в зависимости от уровня номинального напряжения электрической сети.

При этом среди различных факторов, оказывающих влияние на потребление реактивной мощности асинхронными двигателями, особое значение имеет их нагрузка. Снижение коэффициента загрузки асинхронных двигателей приводит к повышенному потреблению ими реактивной мощности, что, в свою очередь, вызывает непроизводительный расход электроэнергии на промышленных предприятиях, возникающий вследствие увеличения потерь электроэнергии в электрических сетях при передаче по ним дополнительной реактивной мощности, увеличение tg промышленных предприятий и в результате – общее снижение их энергетической эффективности.

В целях оценки влияния нагрузки асинхронных двигателей на потребление реактивной мощности были определены значения коэффициента реактивной мощности электродвигателей при изменении их коэффициента загрузки в диапазоне от 0 до 1. Исходными данными для расчетов являлись каталожные данные электродвигателей, приведенные в каталогах заводов-изготовителей. Рассматривались асинхронные двигатели различных серий номинальной мощностью 0,06–250 кВт с различными синхронными частотами вращения, имеющие широкое распространение на промышленных предприятиях. По результатам расчетов для каждого электродвигателя были построены графики зависимости коэффициента реак=тивной мощности от коэффициента загрузки tgφ = f(kз).

При дальнейшем анализе было установлено, что значения tgφ асинхронных двигателей оказались примерно одинаковыми для отдельных групп электродвигателей в определенных диапазонах их номинальных мощностей. Это позволило аппроксимировать зависимости tgφ = f(kз) для данных групп асинхронных двигателей с использованием степенной аппроксимирующей функции. На рисунке в качестве примера приведены аппроксимированные графики зависимости tgφ = f(kз) для асинхронных двигателей серии 4А основного исполнения с синхронной частотой вращения n = 3000 об/мин.

Для Цитирования:
Беляевский Р.В., Влияние нагрузки асинхронных двигателей на потребление реактивной мощности. Электроцех. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: