По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 351.814.2 DOI:10.33920/pol-01-2512-10

Влияние мотивации летного состава на культуру безопасности полетов: методы оценки и совершенствования

Жанибек Ерасыл командир воздушного судна Ми-8МТВ, заместитель начальника Летного комплекса АК АО «Бурундайавиа», 050038, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Байтерекова, 55, E-mail: erasylzhanibek9@gmail.com

В статье рассматривается взаимосвязь мотивации летного состава и культуры безопасности полетов как системообразующих компонентов авиационной отрасли. На основе анализа теоретических подходов (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Э. Деси, Р. Райан, Дж. Ризон, П. Хадсон, С. Деккер) и международных стандартов ICAO и EASA раскрываются особенности влияния человеческого фактора на устойчивость системы управления безопасностью (SMS). На примере гражданской авиации Кыргызской Республики выявлены ключевые демотивирующие факторы: низкий уровень оплаты труда, кадровый отток, усталость пилотов, дефицит тренажерной подготовки и отсутствие принципов справедливой культуры (Just Culture). Предложены направления совершенствования: внедрение справедливой системы отчетности, развитие экономической и социальной поддержки летного состава, повышение вовлеченности пилотов в процессы безопасности. Результаты исследования подчеркивают, что устойчивое снижение авиационных рисков возможно лишь при комплексном подходе к развитию мотивации и культуры безопасности на основе интеграции международных и национальных стандартов.

Литература:

1. Агентство гражданской авиации КР (АГАКР). «Доклад о состоянии безопасности полетов». Бишкек, 2023–2024.

2. Адамс Дж.С. Inequity in Social Exchange // Advances in Experimental Social Psychology. 1965. Vol. 2. P. 267–299.

3. Врум В. Работа и мотивация / В. Врум. СПб.: Питер, 2007. 272 с.

4. Герцберг Ф. Работа и природа человека / Ф. Герцберг. М.: Прогресс, 1993. 210 с.

5. Маслоу А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. СПб.: Евразия, 2021. 320 с.

6. Министерство транспорта и коммуникаций КР. «Состояние и развитие гражданской авиации Кыргызстана». Бишкек, 2024.

7. Отчет о текучести кадров летного состава в авиапредприятиях КР. Tazabek.kg, октябрь 2024.

8. AviaTraffic Company. Комментарии пилотов о системе безопасности и отчетности. Интервью для 24.kg, февраль 2024.

9. EASA. Safety Culture, Fatigue Risk Management and Pilot Motivation in Civil Aviation. Brussels, 2024.

10. EASA. European Plan for Aviation Safety 2023–2027. Cologne: European Union Aviation Safety Agency, 2023. 168 p.

11. European Commission. EU Air Safety List Air carriers banned from the European Union. Update: July 2024.

12. FAA. Human Factors Guide for Aviation Maintenance and Inspection (HFAMI, 2021 update). Washington, DC: Federal Aviation Administration, 2021.

13. Deci E.L., Ryan R.M. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 p.

14. Dekker S. Just Culture: Restoring Trust and Accountability in Your Organization. 3rd ed. Boca Raton: CRC Press, 2017. 248 p.

15. ICAO. Universal Safety Oversight Audit Programme (USOAP). Kyrgyz Republic Final Report, 2024.

16. ICAO Doc 9859: Safety Management Manual (4th Edition). Montréal: International Civil Aviation Organization, 2018. 420 p.

17. ICAO Doc 10151: Manual on Human Performance. Montréal: ICAO, 2020. 356 p.

18. ICAO. Human Factors Training Manual (Doc 9683). Montréal: ICAO, 2016. 294 p.

19. Helmreich R.L., Merritt A.C. Culture at Work in Aviation and Medicine: National, Organizational and Professional Influences. Aldershot: Ashgate, 1998. 262 p.

20. Hudson P. Implementing a Safety Culture in a Major Multi-National. // Safety Science. 2001. Vol. 39 (2–3). P. 165–190.

21. Gagné M., Forest J., Vansteenkiste M. et al. The Multidimensional Work Motivation Scale: Validation evidence in seven languages and nine countries // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2015. Vol. 24 (2). P. 178–196.

22. Locke E.A., Latham G.P. A Theory of Goal Setting and Task Performance. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1990. 388 p.

23. Li Y., Fan C., Li Y. et al. Safety Culture and Pilot Performance: Evidence from Asian Airlines. // Safety Science. 2021. Vol. 142. — P. 102.

24. Lee Y., Son J. Pilot Motivation, Human Error, and Safety Culture Interaction: A Structural Equation Analysis // Aviation Psychology and Applied Human Factors. 2023. Vol. 13 (4). P. 251–266.

25. Pate J., Taneja S. Motivation in the Aviation Sector: An Empirical Examination // Journal of Air Transport Management. 2022. Vol. 102. P. 1–10. Reason J. Managing the Risks of Organizational Accidents. — Aldershot: Ashgate, 1997. — 252 p.

26. Wiegmann D.A., Zhang H., von Thaden T., Sharma G., Mitchell A. A Synthesis of Safety Culture and Safety Climate Research. University of Illinois Aviation Research Lab Technical Report ARL-02-3/FAA-02–2, 2002.

27. Zohar D., Polachek T. A Multilevel Model of Safety Climate: Cross-Level Relationships Between Organization and Group-Level Climates // Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102 (3). P. 375–389.

1. Civil Aviation Agency of the Kyrgyz Republic (CAAKR). «Flight Safety Report.» Bishkek, 2023–2024. (In Russ.)

2. Adams, J. S. «Inequity in Social Exchange.» Advances in Experimental Social Psychology. 1965, Vol. 2, pp. 267–299. (In Russ.)

3. Vrum V. Rabota i motivatsiia [Work and motivation]. St. Petersburg: Piter, 2007. 272 p. (In Russ.)

4. Herzberg F. Rabota i priroda cheloveka [Work and human nature]. Moscow: Progress, 1993. 210 p. (In Russ.)

5. Maslow, A.H. Motivatsiia i lichnost [Motivation and personality]. St. Petersburg: Eurasia, 2021. 320 p. (In Russ.)

6. Ministry of Transport and Communications of the Kyrgyz Republic. «State and Development of Civil Aviation in Kyrgyzstan». Bishkek, 2024. (In Russ.)

7. Report on Flight Crew Turnover in Kyrgyz Airlines. Tazabek.kg, October 2024. (In Russ.)

8. AviaTraffic Company. Pilots' comments on the safety and reporting system. Interview for 24.kg, February 2024. (In Russ.)

9. EASA. Safety Culture, Fatigue Risk Management and Pilot Motivation in Civil Aviation. Brussels, 2024.

10. EASA. European Plan for Aviation Safety 2023–2027. Cologne: European Union Aviation Safety Agency, 2023. 168 p.

11. European Commission. EU Air Safety List Air carriers banned from the European Union. Update: July 2024.

12. FAA. Human Factors Guide for Aviation Maintenance and Inspection (HFAMI, 2021 update). Washington, DC: Federal Aviation Administration, 2021.

13. Deci E.L., Ryan R.M. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 p.

14. Dekker S. Just Culture: Restoring Trust and Accountability in Your Organization. 3rd ed. Boca Raton: CRC Press, 2017. 248 p.

15. ICAO. Universal Safety Oversight Audit Programme (USOAP). Kyrgyz Republic Final Report, 2024.

16. ICAO Doc 9859: Safety Management Manual (4th Edition). Montréal: International Civil Aviation Organization, 2018. 420 p.

17. ICAO Doc 10151: Manual on Human Performance. Montréal: ICAO, 2020. 356 p.

18. ICAO. Human Factors Training Manual (Doc 9683). Montréal: ICAO, 2016. 294 p.

19. Helmreich R.L., Merritt A.C. Culture at Work in Aviation and Medicine: National, Organizational and Professional Influences. Aldershot: Ashgate, 1998. 262 p.

20. Hudson P. Implementing a Safety Culture in a Major Multi-National. // Safety Science. 2001. Vol. 39 (2–3). P. 165–190.

21. Gagné M., Forest J., Vansteenkiste M. et al. The Multidimensional Work Motivation Scale: Validation evidence in seven languages and nine countries // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2015. Vol. 24 (2). P. 178–196.

22. Locke E.A., Latham G.P. A Theory of Goal Setting and Task Performance. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1990. 388 p.

23. Li Y., Fan C., Li Y. et al. Safety Culture and Pilot Performance: Evidence from Asian Airlines. // Safety Science. 2021. Vol. 142. — P. 102.

24. Lee Y., Son J. Pilot Motivation, Human Error, and Safety Culture Interaction: A Structural Equation Analysis // Aviation Psychology and Applied Human Factors. 2023. Vol. 13 (4). P. 251–266.

25. Pate J., Taneja S. Motivation in the Aviation Sector: An Empirical Examination // Journal of Air Transport Management. 2022. Vol. 102. P. 1–10. Reason J. Managing the Risks of Organizational Accidents. — Aldershot: Ashgate, 1997. — 252 p.

26. Wiegmann D.A., Zhang H., von Thaden T., Sharma G., Mitchell A. A Synthesis of Safety Culture and Safety Climate Research. University of Illinois Aviation Research Lab Technical Report ARL-02-3/FAA-02–2, 2002.

27. Zohar D., Polachek T. A Multilevel Model of Safety Climate: Cross-Level Relationships Between Organization and Group-Level Climates // Journal of Applied Psychology. 2017. Vol. 102(3). P. 375-389.

Статья поступила 20.10.2025

Статья подписана в печать 31.10.2025

The article was received on October 20, 2025.

The article was signed for publication on October 31, 2025.

Безопасность полетов выступает ключевым показателем устойчивости государственной авиационной системы. Согласно данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), до 80% авиационных происшествий напрямую обусловлены человеческим фактором, при этом наиболее критическим его компонентом является мотивация летного состава [6]. Даже при технически исправном воздушном судне и наличии современных навигационных средств именно психологическое состояние пилота, уровень дисциплины, степень усталости и отношение к установленным процедурам во многом определяют исход полета.

Кыргызстан на протяжении почти двух десятилетий остается в списке государств, авиакомпаниям которых запрещены полеты в воздушное пространство Европейского союза. Несмотря на то, что в 2024 году страна успешно прошла аудит ICAO USOAP, показав выполнение критических элементов на уровне 85,7%, Европейская комиссия сохранила все кыргызские авиакомпании в EU Air Safety List, указав на сохраняющиеся проблемы в управлении человеческим фактором и развитии культуры безопасности [1].

Оценка мотивации летного состава является важным инструментом анализа состояния культуры безопасности полетов. Современные подходы предполагают комплексное изучение как внутренних факторов мотивации (профессиональная идентичность, чувство ответственности, удовлетворенность трудом), так и внешних факторов (система оплаты, социальные гарантии, карьерные возможности, организационная культура). Наиболее распространенными методами оценки являются анкетирование, интервьюирование, психодиагностические тесты и анализ поведенческих индикаторов в рамках системы управления безопасностью полетов (SMS).

Результаты таких исследований позволяют выявлять уровень вовлеченности летного персонала в процессы обеспечения безопасности, определять степень доверия к руководству, эффективность внутренней коммуникации и уровень восприятия риска. В международной практике успешно применяются модели Hofstede (1980), Reason (1997) и Hudson (2001) [20], адаптированные для оценки «зрелости» культуры безопасности, где мотивация персонала рассматривается как ключевой детерминант перехода от реактивного к проактивному типу организационного поведения.

Для Цитирования:
Жанибек Ерасыл, Влияние мотивации летного состава на культуру безопасности полетов: методы оценки и совершенствования. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: