По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние метеорологических условий на проектирование дорог

Павел Иванов эксперт по дорожному строительству

Природные условия, влияющие на работу земляного полотна. Роль рельефа местности. Использование результатов метеорологических наблюдений при проектировании дорог. Принципы дорожно-климатического районирования. Дорожно-климатическое районирование РФ. Учет природно-климатических факторов в нормах проектирования дорог.

Работа автомобильной дороги зависит от воздействия на нее многочисленных природных геофизических факторов, из которых наиболее сильное влияние оказывает климат, гидрологические условия, рельеф и почвенно-геологическое строение местности.

Влияние на дорогу отдельных природных факторов часто трудно выделить, поскольку помимо своего непосредственного воздействия на условия строительства или эксплуатации дороги, каждый из них находится во взаимосвязи с другими, ослабляя или усиливая их действие. Поэтому при общей оценке природных условий района прохождения трассы их необходимо рассматривать в комплексе применительно к отдельным природно-географическим зонам, характеризующимся определенными сочетаниями природных факторов. Также следует учитывать перспективы изменения природных условий под влиянием производственной деятельности человека. В частности, искусственное орошение часто поднимает уровень грунтовых вод и создает более мягкий микроклимат, вырубка лесов ведет к осушению местности.

Рельеф местности обусловливает применяемые при выборе трассы продольные уклоны, необходимость развития линии по склонам, обхода заболоченных и затапливаемых мест. От рельефа местности зависит количество воды, притекающей к малым мостам и трубам. Водные и температурные режимы в горной или сильно пресеченной местностях зависят от экспозиции склонов, по которым проложена дорога. Во время строительства дороги особенности рельефа приходится учитывать при выборе способов производства земляных работ и при назначении путей перемещения нагруженных транспортных средств.

Сложные условия рельефа местности в процессе эксплуатации дороги отражаются на стоимости автомобильных перевозок. Крутые подъемы могут вызывать необходимость снижения загрузки транспортных средств и повышенный расход топлива, а движение по участкам дорог с большими уклонами опасно при скользком покрытии, особенно при гололедице.

Вместе с тем особенности рельефа неразрывно связаны с геологическим строением поверхностных слоев земной коры и должны рассматриваться в динамике их развития. Наименее устойчивые формы рельефа — песчаные холмы, сланцевые обнажения, крутые грунтовые склоны, на которых уничтожен растительный покров, — настолько подвержены процессам эрозии, что они подлежат учету при проектировании дорог. Основные элементы рельефа можно классифицировать следующим образом:

Для Цитирования:
Павел Иванов, Влияние метеорологических условий на проектирование дорог. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: