В последние годы возросла роль высокомеханизированного и интеллектуального труда — увеличилась актуальность сфер, влияющих на сохранение человеческого потенциала и здоровья граждан. Основной сферой, призванной решить социальные задачи, связанные со здоровьем населения, является здравоохранение.
Для того чтобы действия специалистов лечебно-профилактических и медицинских учреждений дали положительный результат, необходимо совместить их с другими сферами, к примеру с туризмом. Медицинский туризм предполагает перемещение граждан между регионами и странами в целях получения медицинской помощи и отдыха. Как правило, к медицинскому туризму прибегают не только при лечении болезней, но и в целях профилактики их возникновения и реабилитации.
Помимо медицинских и профилактических учреждений, в сферу медицин ского туризма включаются компании, специализирующихся на транспортных, юридических и страховых услугах.
В Российской Федерации вопросы, касающиеся организации медицинского туризма (как внутреннего и выездного, так и въездного), в настоящий момент особенно актуальны по ряду причин, главная из которых — необходимость в восстановлении трудовой активности граждан.
Для развития медицинского туризма в России необходимо максимально использовать имеющиеся климатические зоны страны и природные ресурсы, которые создают огромный потенциал для развития таких направлений, как оздоровительно-рекреационное и восстановительно-реабилитационное.
Если обратиться к термину «туризм», то под ним, как правило, понимается временный выезд гражданина (туриста) в другую местность (населенный пункт, страну) в целях отдыха, оздоровления или удовлетворения иного интереса (делового, познавательного). Исключение составляют коммерческие цели, так как занятия туриста не предполагают ведение бизнеса и получение финансовой прибыли.
Изначально совокупность туристических перемещений классифицируется по территориальному признаку, а затем по видам туризма. Виды туризма подразделяют по целям поездки: экскурсионная, спортивная, деловая, научная, религиозная, рекреационная, этническая, лингвистическая, медицинская и т. д. При этом специальные виды туризма (в их числе — медицинский) основываются на видовом принципе, а уже после этого производится их распределение по национальным рынкам.