По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Влияние маркетинга территорий на востребованность российского образования у иностранных студентов

О.М. Кожина доцент кафедры статистики, маркетинга и бухгалтерского учета Московского гуманитарного университета

В статье исследуются вопросы влияния маркетинга территорий на удовлетворенность иностранных студентов от обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации. Приводятся основные направления развития маркетинга территорий с целью повышения уровня удовлетворенности иностранных студентов возможностями получения образования в России.

Литература:

1. Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сема Е.Ю., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. — М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2019.

2. Давыдов. Российские вузы оказались наиболее востребованными у граждан Казахстана [Электронный ресурс]. — URL: https://davydov.in/education/rossijskie-vuzyokazalis-naibolee-vostrebovany-u-grazhdankazaxstana.

3. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. — СПб.: Питер, 2009.

4. Угрюмова А.А. и др. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей редакцией А.А. Угрюмовой, М.В. Савельевой. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

5. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. — Вып. 8. — М.: ЦСПиМ, 2018.

Доходы от экспорта образования приближаются к десятке самых прибыльных областей от внешнеторговой деятельности. В планах профильных министерств — увеличение доходов от экспорта образования до 198 млрд рублей к 2025 г.

Стратегический проект по экспорту образовательных услуг в Российской Федерации был подготовлен в 2017 г. В 2018 г. Россия вошла в шестерку стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов для получения среднего специального и высшего образования. В 2016/2017 гг. количество обучающихся иностранных студентов на очном обучении в России достигло 230 000 человек (Экспорт российских образовательных услуг, 2018).

В 2018 г., по информации Минобрнауки, в России учились более 247 тысяч иностранных студентов. За первые два квартала 2019 г. в Россию въехали 181,5 тысячи иностранных студентов. Больше всего граждан приезжают из Казахстана (59,3 тысячи), Китая (21,2 тысячи), Узбекистана (14 тысяч), Украины (13,7 тысячи).

Основными причинами выбора иностранными студентами российских вузов стали высокое качество образования по сравнению с национальным, престиж диплома, желание учиться за границей, хорошие отзывы обучающихся и родителей о том или ином вузе, намерение переехать в Россию.

ФГАНУ «Социоцентр» с 2015 г. проводит исследования, просвещенные изучению отношения и мнений иностранных студентов об учебе в России.

В 2018 г. в исследовании участвовало четыре тысячи восемьсот студентов из СНГ, Африки, стран Европы и Азии, Океании и Северной Америки. Нужно отметить, что доля иностранных обучающихся, которая выбрала вуз из-за международного престижа, возросла, по сравнению с 2015 г. Одним из факторов, который влияет на рейтинг вуза, являются отзывы студентов о процессе обучения в вузе.

Факторы, которые влияют на адаптацию и успешное обучение иностранных студентов, можно разделить на внутренние, которые относятся непосредственно к процессу обучения и проживания на территории вуза, и внешние, которые связаны с пребыванием студентов в чужой стране. К внешним факторам можно отнести безопасность на территории страны, медицинское обслуживание, удобство транспорта, питание вне территории вуза, оформление документов.

Для Цитирования:
О.М. Кожина, Влияние маркетинга территорий на востребованность российского образования у иностранных студентов. Юрист ВУЗа. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: