По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2007-09

Влияние личностных особенностей медицинской сестры на профессиональную пригодность к работе в педиатрическом стационаре

Мунтян Ирина Александровна ассистент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: muntyan.i@yandex.ru
Кропотова Светлана Владимировна ассистент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: kropotova.svetlana@list.ru

Работа медицинской сестры имеет своюспецифику в зависимости от отделения, в котором она работает. Эту специфику формируют особенности работыс пациентами различного профиля. Так, работа в педиатрическом стационаре имеет ряд особенностей, отличающих ее от любой другой в медицинской организации, что и определило актуальность и выбор темы научного исследования.

Литература:

1. Абрамова Г. С. Психология в медицине / Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. — Москва: Наука. 2009: 231–244.

2. Ананьев Б. А. Введение в психологию здоровья. — Санкт-Петербург: Питер. 2009: 123 с.

3. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. Новые исследования. — Москва: Наука. 2011: 32–38.

4. Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — Москва: Издательство МГУ. 2015; 1: 54–67.

5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Коллектив, личность, общение. 2007: 42–43.

6. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие. — Москва: ПЕР СЭ. 2011: 511 с.

7. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы. Психологические проблемы самореализации личности. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ. 2007: 143–156.

8. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК. 2009: 336 с.

9. Знаков В. В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников. Психологический журнал. 2004; 3: 71–81.

10. Специалисты педиатрического коллектива: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения: Методические рекомендации. — Москва: МАКС Пресс. 2012.

11. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО — АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский. — Самара. 2001: 549–558.

12. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО — АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В. М. Снеткова — Санкт-Петербург. 2001: 127–129, 138–141.

1. Abramova G. S. Psychology in Medicine / G. S. Abramova, Y.A. Yudchitz. — Moscow: Science. 2009: 231–244 (In Russ.).

2. Ananiev B. A. Introduction to Health Psychology. — Saint-Petersburg: Peter. 2009: 123 (In Russ.).

3. Anciferova L. I. Personality Deformation Conditions. — Moscow: Science. 2011: 32–38 (In Russ.).

4. Barabova M.V. Study of psychological content of burnout syndrome. Journal of Moscow University. Series 14: Psychology. — Moscow: Publishing House of Moscow State University. 2015; 1: 54–67 (In Russ.).

5. Besnosov S. P. Professional personality deformation. Collective, personality, communication. 2007: 42–43 (In Russ.).

6. Bodrov V. A. Psychology of professional fitness. Educational manual for universities. — Moscow: PER SE. 2011: 511 (In Russ.).

7. Grishina N.V. Helping Relationships: Professional and Existential Problems. Psychological problems of self-realization of personality. — Saint-Petersburg: Publishing house of SPb. un-that. 2007: 143–156 (In Russ.).

8. Yermolayeva M. V. Psychology of Development: Methodological Manual for Students of Distance and Distance Education. — Moscow: Moscow Psycho-Social Institute; Voronezh: Prod. NPO MODEK. 2009: 336 (In Russ.).

9. Signs V. V. Study of professionally important qualities in honey workers. Psychological journal. 2004; 3: 71–81 (In Russ.).

10. Specialists of pediatric team: peculiarities of work, professional interaction, personal characteristics and interpersonal relations: Methodological recommendations. — Moscow: MAX Press. 2012 (In Russ.).

11. Multilevel personal questionnaire «Adaptability» (MLO — AM) A.G. Maklakov and S.V. Chermyanina / Practical psychodiagnostics. Techniques and tests. Manual. Edition. and сост. D.J. Raygorodsky. — Samara. 2001: 549–558 (In Russ.).

12. Multi-level personal questionnaire «Adaptability» (MLO — AM) A.G. Maklakov and S.V. Chermyanina / Workshop on management psychology and professional activity. Under ed. G. S. Nikiforova, M.A. Dmitry, V. M. Snetkova. — Saint-Petersburg. 2001: 127–129, 138–141 (In Russ.).

Происходящие изменения позволяют определить современную службу оказания медицинской помощи в педиатрическом стационаре как систему, предлагающую пациентам и их родственникам информационные, профилактические, реабилитационные, поддерживающие и иные программы, в реализации которых задействован широкий круг специалистов. В связи со сказанным можно предположить необходимость более дифференцированного профессионального отбора специалистов и организации обучающих программ с целью предотвращения появления профессиональных деформаций. Актуальной также является разработка рекомендаций для руководителей медицинских организаций, способствующих правильному подбору кадров, более эффективному руководству коллективом и оптимизации его деятельности [2, 3, 5, 7, 8, 12].

Проблема текучести кадров тревожит практически все организации, независимо от того, промышленное это производство или сфера здравоохранения. Однако, на наш взгляд, данная проблема в здравоохранении влечет значительно больше проблем. Частая смена медицинского персонала обязательно негативно скажется на качестве медицинского обслуживания, его эффективности и, как следствие, на здоровье пациентов [1, 4, 6, 9, 10, 11].

Цель исследования — изучить влияние личностных характеристик медицинской сестры на профессиональную пригодность (готовность) к работе в педиатрическом стационаре.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница № 1 им. Н.Н. Ивановой».

В исследовании принимали участие 50 медицинских сестер

1. Социологический (анкетирование). Анкета, которая содержит 16 вопросов, отражающих деятельность медицинской сестры и ее отношение к профессиональной деятельности, а также влияние этой деятельности на личную жизнь сотрудников.

2. Психодиагностический метод. Был использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО — АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

Данный тест был разработан авторами, основывающимися на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.А. Анохина, Г. Селье и других.

Для Цитирования:
Мунтян Ирина Александровна, Кропотова Светлана Владимировна, Влияние личностных особенностей медицинской сестры на профессиональную пригодность к работе в педиатрическом стационаре. Медсестра. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: