По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.18; 005.591.1

Влияние lean-технологий на качество образовательных услуг

Е.М. Шананина главный специалист ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель»

В статье рассмотрено, как влияют lean-технологии на создание и реализацию услуг образования в современных условиях технического прогресса и ограниченных ресурсов в результате пандемии. Автор описывает, как можно создать образовательную услугу высокого качества с использованием инструментов бережливого производства.

В современных условиях огромной конкуренции, как и в начале зарождения рыночных отношений, когда в каждой нише был свой представитель, ключевым условием обеспечения конкурентоспособности любой компании всегда было качество. Данное условие, качество, одинаково применимо и к выпускаемой продукции, и к предлагаемым услугам, от общественного питания до сферы образования.

В современных реалиях нового времени предоставлять только качественную услугу, чтобы выжить, уже недостаточно. Новая реальность диктует дополнительные условия — ценовые ограничения. Во-первых, рынок перенасыщен продукцией и услугами. Выбор поставщиков товаров и услуг существенно превышает спрос в настоящее время. При таких условиях конкуренцию выдерживает тот, кто при высоком качестве дает самую низкую цену. Казалось бы, две категории, которые достаточно сложно совместимы.

Опыт российских и зарубежных производственных предприятий показывает, что получить высокое качество продукции при низкой цене возможно за счет снижения себестоимости производства этой продукции. Но снижение себестоимости должно происходить не за счет «оптимизации» в виде сокращения трудовых ресурсов, изменения сырья и т.д., потому что при таких условиях существенное негативное влияние оказывается на уровень качества — наблюдается его снижение, появляется нестабильность, и удержать качество продукта на одном уровне не представляется возможным. Снижение себестоимости в данном случае возможно за счет применения lean-технологий, которые направлены на выравнивание процессов производства, повышение их ритмичности и эффективности в целом, то есть наибольший результат с наименьшими затратами. Позитивных примеров повышения эффективности, или, можно еще сказать, производительности труда, промышленных предприятий достаточно, и это во многом благодаря концерну Toyota и их производственной системе, которая положена в основу современного бережливого производства.

Технологии достижения баланса качества и низкой цены в предприятиях сферы услуг мало уделяется внимания, а сфера образования затронута еще меньше. На слуху фраза «качественное образование», но что это значит? Какие критерии определяют качество образования и как их достичь? В связи с этим в данной статье хотим остановиться подробнее на возможности применения lean-технологий, а также методологии их применения с целью повышения качества образовательных услуг и получения стабильного повторяемого результата достигнутого высокого уровня качества в условиях быстро меняющихся трендов и запросов потребителя.

Для Цитирования:
Е.М. Шананина, Влияние lean-технологий на качество образовательных услуг. Управление качеством. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: