По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.841.2

Влияние коррупционных факторов при проведении электронного голосования

Дадалко Василий Александрович профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», д-р экон. наук, проф., Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru
Карахимова Анастасия Дмитриевна исследователь ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: karakhimova1805@yandex.ru

Предметом рассмотрения авторов статьи является технология блокчейн и её применение при проведении электронного голосования. В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие противодействие коррупции в области электоральной демократии, что является важной задачей, решение которой имеет непосредственное влияние как на экономическую, так и на национальную безопасность государства в целом. Целью статьи является описание особенностей и преимуществ технологии блокчейн, а также выработка предложений и рекомендаций по улучшению проведения электронного голосования. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке курсов по юридическим и экономическим дисциплинам.

Литература:

1. Акунченко Е.А. Коррупционное злоупотребление правом в избирательном процессе и основные меры его предупреждения // Избирательное право. — 2017. — № 2 (36). — С. 12–17.

2. Алексеев Р.А. Перспективы и проблемы применения технологии блокчейн на выборах в России и за рубежом // Русская политология. — 2018. — № 4 (9). — С. 27–32.

3. Алексеев Р.А. Блокчейн как избирательная технология нового поколения — перспективы применения на выборах в современной России // Вестник МГОУ. — 2018. — № 2. — С. 3–10.

4. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // СИСП. — 2017. — № 6-2. — С. 35–38.

5. Бескровный Р.Д., Трифонова А.К. Применение технологии блокчейн в российском государственном управлении // Научные записки молодых исследователей. — 2018. — № 2. — С. 33–40.

6. Белоконев С.Ю., Чистов И.И. Электронное голосование как перспектива политического процесса: возможности и ограничения «цифровой политики» // Гуманитарные науки. — 2017. — № 5. — С. 69–77.

7. Блокчейн больше не будущее. Как крупнейшие компании мира уже используют технологию // Forbes. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. forbes.ru/tehnologii/375969-blokcheyn-bolshe-ne-budushchee-kak-krupneyshiekompanii-mira-uzhe-ispolzuyut (дата обращения 01.10.2019).

8. Бочаров Ю.Б. Выборы президента России за пределами территории Российской Федерации: проблемы организации и пути их преодоления // Власть. — 2018. — № 2. — С. 49–53.

9. Говейко С.Н. Технология блокчейн: новые возможности // Достижения науки и образования. — 2018. — № 15 (37). — С. 36–37.

10. Интернет-аудитория в России за год выросла за счет старшего поколения // РБК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/17/01/2 018/5a5e8e149a79476a7c4133a1#targetText=%D0%A2%D0%B0%D0%BA%2C%20 %D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20 %D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B0 %D1%85%20%D0%B2,(16%2C4%25)%C2%BB (дата обращения 07.10.2019).

11. Проникновение Интернета в России. Исследование GfK // GFK. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-elease/ issledovaniegfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (дата обращения: 10.10.2019).

12. Пырма Р.В. Политические грани цифрового гражданства // Власть. — 2019. — № 4. — С. 69–78.

13. Россия в Индексе восприятия коррупции — 2018: 28 баллов из 100 и 138е место // ТИ-Р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://transparency.org. ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (дата обращения: 09.10.2019).

14. Ручкин А.В., Чижов А.А. Электронное голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления: опыт Эстонии // Вопросы управления. — 2018. — № 5 (35). — С. 54–60.

15. Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.10.2019).

16. Экспериментальный электронный опрос избирателей с использованием сети Интернет в единые дни голосования 12 октября 2008 года и 1 марта 2009 года // ЦИК РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.rcoit. ru/upload/iblock/1db/eksperimentalniy_elektronniy_opros.pdf (дата обращения 01.10.2019).

17. Электронные выборы в Московскую городскую Думу // Официальный сайт мэра Москвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mos.ru/city/ projects/blockchain-vybory/ (дата обращения 05.10.2019).

Современное демократическое государство невозможно без проведения свободных выборов. Статья 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти Российской Федерации является её многонациональный народ». Согласно Основному Закону государство должно обеспечивать проведение выборов при общем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других форм, обеспечивающих свободу голосования.

На практике может иметь место искажение результатов выборов. Заинтересованные стороны вмешиваются в данный процесс и оказывают влияние на исход голосования. Существует несколько видов вмешательства в голосование, разрушающих демократическую систему: давление на органы внутренних дел, неправильный подсчет голосов, подкуп и дезинформация избирателей. Использование незаконных средств нарушает права избирателей и кандидатов, поэтому коррупция в политической сфере, в свою очередь, уменьшает эффективность государства, тормозит экономическое развитие страны. Естественно, данный фактор является существенным риском для национальной безопасности, в ходе которого происходит нарушение функционирования государства, что приводит к нарушению конституционных прав граждан [1].

Предусмотрено несколько видов юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах: конституционно-правовая, административная и уголовная. Однако противодействие коррупции с помощью совершенствования законодательства и правоприменительной практики недостаточно, следует обратить внимание на форму проведения голосования. В силу развития информационных технологий существуют электронные системы, которые обеспечивают защиту и сохранность данных. Именно поэтому электронное голосование представляет собой развивающуюся область избирательного процесса, что позволит решить проблему электоральной демократии. Таким образом, вопрос регулирования избирательного процесса чрезвычайно актуален.

С появлением криптовалюты большое распространение получила технология блокчейн, используемая в различных областях жизни [5]. Главная особенность блокчейн состоит в хранении информации на электронных носителях без возможности её изменения. Технология хранит информацию в цепочке блоков, которые постоянно обновляются, пользователям предоставляется возможность пополнять базу новыми данными, однако удалить или изменить эти данные невозможно. Функционирование технологии блокчейн основано на том, что каждому пользователю присваивается свой частный закрытый криптографический ключ, связанный с другим открытым ключом. Закрытый ключ необходим для подтверждения личности пользователя, а открытый ключ показывает ту информацию, которую пользователь расценит нужной для других [9, с. 36–37].

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Карахимова Анастасия Дмитриевна, Влияние коррупционных факторов при проведении электронного голосования. Ученый совет. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: