До строительства Новосибирской ГЭС окунь относился к наиболее многочисленным видам Верхней Оби, и на него приходилось более 10 % промысловых уловов [4]. В период заполнения и в первые годы существования Новосибирского водохранилища в водоеме наблюдается вспышка численности окуня, и на этот вид приходится в 1959 г. до 43,8 % общего вылова [1]. В последующие годы в связи с ухудшением условий воспроизводства и прессом со стороны акклиматизанта — судака, запасы окуня начинают снижаться, и в 1974 г. вид выпадает из промысловой статистики. Вследствие незначительной роли в ихтиофауне и отсутствия в промысловых уловах целенаправленные исследования экологии и биологии окуня были прекращены. Материалы, получаемые в период общих ихтиологических исследований, не обобщались и не анализировались. Однако в 2000-х гг. в ихтиофауне водохранилища происходят значительные изменения: многократно снижаются запасы основного хищника судака, растет численность мелкочастиковых аборигенов, появляются чужеродные виды: уклейка, верховка и ротан. Увеличивается численность и окуня, он вновь появляется в промысловых уловах, и в 2012–2016 гг. его доля составляет 1,3–1,4 %, причем промысловая статистика не в полной мере отражает реальную значимость окуня в ихтиофауне, так как промысел в водохранилище ориентирован исключительно на вылов крупного частика.
Рост запасов окуня определяет необходимость в проведении специальных исследований его значимости в экосистеме водохранилища.
Цель наших исследований заключается в изучении питания и роста молоди окуня на первом году жизни, так как этот период является наиболее важным в формировании численности и промыслового запаса этого вида.
Материалом для написания работы послужили данные наблюдений за ростом и питанием молоди окуня в период минимальной численности вида, в 1980–1984 гг.
Наблюдения были возобновлены в 2013–2016 гг. в условиях роста запасов вида.
Сбор материалов проводился с применением ихтиопланктонных ловушек (май — июнь) и мальковой волокуши с ячеей 4–5 мм (июнь — июль). С июля по октябрь рыба для исследований бралась из уловов донного трала с ячеей в кутке 8 мм. Контрольные ловы проводились в средней зоне и на Ирменском плесе Новосибирского водохранилища.