В рамках инициативы «Один пояс, один путь» одними из первых в Китае стали проекты, касающиеся местной инфраструктуры. К таким проектам относятся строительство железных дорог, шоссейных путей, водных и воздушных магистралей, а также трубопроводов, которые объединяются в единую инфраструктурную сеть между всеми государствами региона и Китаем, помогая транспортировать различные товары между ними.
Казахстан играет большую роль в реализации ОПОП, являясь важным транспортным узлом между Китаем и Европой. Страна активно развивает свою транспортную инфраструктуру, включая строительство железных дорог и логистических центров. Это способствует притоку иностранных инвестиций и созданию новых рабочих мест.
Одним из примеров такого взаимодействия является железнодорожный коридор «Западный Китай — Западная Европа». Этот транспортный коридор связывает западные регионы Китая с Западной Европой, проходя через Центральную Азию, Россию и страны Восточной Европы. Основная цель проекта — сократить время доставки грузов между Китаем и Европой, а также укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией. Коридор адаптирован для перевозки как грузов (контейнеры, сырье, промышленные товары), так и пассажиров. Общая протяженность маршрута составляет около 8500 км, что делает его одним из самых длинных железнодорожных коридоров в мире [5]. Суммарный среднегодовой экономический эффект составляет свыше 190 млрд тенге, при этом в 2,5 раза увеличены объемы грузоперевозок (33 млн т) и транзита (900 тыс. т), в два раза сократилось время в пути, снижено количество ДТП на 27 % [10]. Данная железная дорога также помогла в развитии инфраструктуры внутри страны. Например, произошла модернизация линии Хоргос — Алма-Ата — Актобе, а также было построено несколько сухих портов.
Следующим примером успешного экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном стало строительство и дальнейшее функционирование порта Курык. Этот порт, расположенный на Каспийском море, был модернизирован в рамках ОПОП с привлечением китайских инвестиций, что позволило увеличить объемы перевозок грузов между Казахстаном, Азербайджаном и другими странами Каспийского региона. Порт является частью проекта «Срединный коридор» и сокращает время доставки грузов из Китая в Европу до 12–15 дней вместо более 30 дней морским путем [6]. Грузооборот порта Курык в 2024 г. составил около 1,96 млн т, следует из сообщения на сайте порта [3]. Курык позволяет транспортировать казахстанское зерно и нефтепродукты в Азербайджан, Турцию и далее в Европу, снижая зависимость от российских маршрутов. В том числе грузоперевалка через зерновой терминал, который был введен в эксплуатацию в ноябре 2024 г., составила 25,9 тыс. т [3].