По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние китайской инициативы «Один пояс, один путь» на экономики стран Центральной Азии

Правиков О. В. канд. экон. наук, доцент, Восточный институт (школа), Дальневосточный федеральный университет
Градинар Д. И. Восточный институт (школа), Дальневосточный федеральный университет

Статья посвящена анализу влияния китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) на экономику стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения). Основная цель исследования — выявить ключевые экономические и инфраструктурные изменения, вызванные реализацией проектов ОПОП в регионе, а также оценить их последствия для интеграции Центральной Азии в глобальные торговые цепочки. Задачами исследования являются анализ основных направлений и проектов ОПОП в Центральной Азии, изучение динамики торгового оборота между Китаем и странами Центральной Азии, а также оценка влияния инфраструктурных проектов (железные дороги, логистические центры, трубопроводы) на экономический рост стран региона.

Литература:

1. Газопровод Туркменистан — Китай // Онлайн-энциклопедия Рувики [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Газопровод_ Туркменистан_—_Китай (дата обращения: 04.04.2025).

2. Грузооборот Международного порта Туркменбаши превысил полмиллиарда тонн-километров за январь — июль 2023 г. // News Central Asia [Электронный ресурс]. — URL: https://www.newscentralasia.net/2023/08/31/ gruzooborot-mezhdunarodnogo-porta-turkmenbashi-prevysil-polmilliarda-tonnkilometrov-za-yanvar-iyul-2023-g/ (дата обращения: 05.04.2025).

3. Грузооборот порта Курык (Казахстан) в 2024 году составил более 1,9 млн тонн // PortNews [Электронный ресурс]. — URL: https://portnews.ru/ news/372836/ (дата обращения: 03.04.2025).

4. Как изменилась сфера логистики в Кыргызстане — итоги 2023 года // Блог АТИ [Электронный ресурс]. — URL: https://news.ati.su/blog/ content/2023/12/14/kak-izmenilas-sfera-logistiki-v-kyrgyzstane--itogi-2023goda-000000/ (дата обращения: 05.04.2025).

5. Международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай» // Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://mintrans.gov.ru/activities/215/217/25/28 (дата обращения: 05.04.2025).

6. Морские горизонты Казахстана: развитие портов Актау и Курык в фокусе экспертов // Sputnik Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: https:// ru.sputnik.kz/20231201/morskie-gorizonty-kazakhstana-razvitie-portov-aktau-ikuryk-v-fokuse-ekspertov-40565117.html (дата обращения: 02.04.2025).

7. Новая линия газопровода Туркменистан — Китай: поставки вырастут до 65 млрд кубов // Central Asia: Cronos [Электронный ресурс]. — URL: https:// cronos.asia/news/novaya-liniya-gazoprovoda-turkmenistan-kitaj-postavki-vyrastutdo-65-mlrd-kubov (дата обращения: 03.04.2025).

8. Основные газопроводы Tуркменистана // Министерство иностранных дел Туркменистана [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mfa.gov.tm/ru/ articles/84 (дата обращения: 03.04.2025).

9. Саммит Китай — Центральная Азия: внутрирегиональные оценки // Cabar.asia [Электронный ресурс]. — URL: https://cabar.asia/ru/sammit-kitajtsentralnaya-aziya-vnutriregionalnye-otsenki (дата обращения: 05.04.2025).

10. Суммарный эффект от проекта «Западная Европа — Западный Китай» составил 190 млрд тенге // Informburo.kz [Электронный ресурс]. — URL: https:// informburo.kz/novosti/summarnyy-eff ekt-ot-proekta-zapadnaya-evropa-zapadnyykitay-sostavil-190-mlrd-tenge.html (дата обращения: 05.04.2025).

11. Транспортная отрасль Казахстана. Основные достижения за 30 лет // Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/mps/press/ news/details/67997?lang=ru (дата обращения: 02.04.2025).

12. Туркменбашинский международный морской порт // Онлайн-энциклопедия Рувики [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.ruwiki.ru/ wiki/Туркменбашинский_международный_морской_порт (дата обращения: 04.04.2025).

13. Узбекистан, Кыргызстан и Китай подписали межправсоглашение по проекту железной дороги // Газета.uz [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.gazeta.uz/ru/2024/06/06/railway/ (дата обращения: 05.04.2025).

14. Узбекистан, Кыргызстан, Китай создают СП для строительства железной дороги // РЖД-Партнер [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rzd-partner. ru/zhd-transport/news/uzbekistan-kyrgyzstan-kitay-sozdayut-sp-dlya-stroitelstvazheleznoy-dorogi/ (дата обращения: 05.04.2025).

1. Turkmenistan-China Gas Pipeline. Ruwiki Online Encyclopedia. Available at: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Газпровод_Туркменистан_—_Китай (accessed: 04.04.2025).

2. Cargo turnover of the Turkmenbashi International Port exceeded half a billion ton-kilometers in January-July 2023. News Central Asia. Available at: https://www.newscentralasia.net/2023/08/31/gruzooborot-mezhdunarodnogoporta-turkmenbashi-prevysil-polmilliarda-tonn-kilometrov-za-yanvar-iyul-2023-g/ (accessed: 05.04.2025).

3. Cargo turnover of the port of Kuryk (Kazakhstan) in 2024 amounted to more than 1.9 million tons. PortNews. Available at: https://portnews.ru/news/372836/ (accessed: 03.04.2025).

4. How the logistics sector has changed in Kyrgyzstan — results of 2023. ATI Blog. Available at: https://news.ati.su/blog/content/2023/12/14/kak-izmenilas-sferalogistiki-v-kyrgyzstane--itogi-2023-goda-000000/ (accessed: 05.04.2025).

5. International transport route "Europe — Western China". Ministry of Transport of the Russian Federation. Available at: https://mintrans.gov.ru/ activities/215/217/25/28 (accessed: 05.04.2025).

6. Maritime horizons of Kazakhstan: development of the ports of Aktau and Kuryk in the focus of experts. Sputnik Kazakhstan. Available at: https://ru.sputnik. kz/20231201/morskie-gorizonty-kazakhstana-razvitie-portov-aktau-i-kuryk-vfokuse-ekspertov-40565117.html (accessed: 02.04.2025).

7. New line of the Turkmenistan-China gas pipeline: supplies will increase to 65 billion cubic meters. Central Asia. Available at: https://cronos.asia/news/ novaya-liniya-gazoprovoda-turkmenistan-kitaj-postavki-vyrastut-do-65-mlrd-kubov (accessed: 03.04.2025).

8. Main gas pipelines of Turkmenistan. Ministry of Foreign Aff airs of Turkmenistan. Available at: https://www.mfa.gov.tm/ru/articles/84 (accessed: 03.04.2025).

9. China — Central Asia Summit: Intraregional Assessments. Cabar.asia. Available at: https://cabar.asia/ru/sammit-kitaj-tsentralnaya-aziya-vnutriregionalnye-otsenki (accessed: 05.04.2025).

10. The total eff ect of the Western Europe — Western China project amounted to 190 billion tenge. Informburo.kz. Available at: https://informburo.kz/novosti/ summarnyy-eff ekt-ot-proekta-zapadnaya-evropa-zapadnyy-kitay-sostavil-190-mlrdtenge.html (accessed: 05.04.2025).

11. Transport industry of Kazakhstan. Main achievements over 30 years. Ministry of Industry and Construction of the Republic of Kazakhstan. Available at: https:// www.gov.kz/memleket/entities/mps/press/news/details/67997?lang=ru (accessed: 02.04.2025).

12. Turkmenbashi international seaport. Ruwiki online encyclopedia. Available at: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Туркменбашинский_посредникный_морской_порт (accessed: 04.04.2025).

13. Uzbekistan, Kyrgyzstan, and China signed an intergovernmental agreement on a railway project. Gazeta.uz. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2024/06/06/ railway/ (accessed: 05.04.2025).

14. Uzbekistan, Kyrgyzstan, China are creating a joint venture for the construction of a railway. RZD-Partner. Available at: https://www.rzd-partner. ru/zhd-transport/news/uzbekistan-kyrgyzstan-kitay-sozdayut-sp-dlya-stroitelstvazheleznoy-dorogi/ (accessed: 05.04.2025).

В рамках инициативы «Один пояс, один путь» одними из первых в Китае стали проекты, касающиеся местной инфраструктуры. К таким проектам относятся строительство железных дорог, шоссейных путей, водных и воздушных магистралей, а также трубопроводов, которые объединяются в единую инфраструктурную сеть между всеми государствами региона и Китаем, помогая транспортировать различные товары между ними.

Казахстан играет большую роль в реализации ОПОП, являясь важным транспортным узлом между Китаем и Европой. Страна активно развивает свою транспортную инфраструктуру, включая строительство железных дорог и логистических центров. Это способствует притоку иностранных инвестиций и созданию новых рабочих мест.

Одним из примеров такого взаимодействия является железнодорожный коридор «Западный Китай — Западная Европа». Этот транспортный коридор связывает западные регионы Китая с Западной Европой, проходя через Центральную Азию, Россию и страны Восточной Европы. Основная цель проекта — сократить время доставки грузов между Китаем и Европой, а также укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией. Коридор адаптирован для перевозки как грузов (контейнеры, сырье, промышленные товары), так и пассажиров. Общая протяженность маршрута составляет около 8500 км, что делает его одним из самых длинных железнодорожных коридоров в мире [5]. Суммарный среднегодовой экономический эффект составляет свыше 190 млрд тенге, при этом в 2,5 раза увеличены объемы грузоперевозок (33 млн т) и транзита (900 тыс. т), в два раза сократилось время в пути, снижено количество ДТП на 27 % [10]. Данная железная дорога также помогла в развитии инфраструктуры внутри страны. Например, произошла модернизация линии Хоргос — Алма-Ата — Актобе, а также было построено несколько сухих портов.

Следующим примером успешного экономического сотрудничества между Китаем и Казахстаном стало строительство и дальнейшее функционирование порта Курык. Этот порт, расположенный на Каспийском море, был модернизирован в рамках ОПОП с привлечением китайских инвестиций, что позволило увеличить объемы перевозок грузов между Казахстаном, Азербайджаном и другими странами Каспийского региона. Порт является частью проекта «Срединный коридор» и сокращает время доставки грузов из Китая в Европу до 12–15 дней вместо более 30 дней морским путем [6]. Грузооборот порта Курык в 2024 г. составил около 1,96 млн т, следует из сообщения на сайте порта [3]. Курык позволяет транспортировать казахстанское зерно и нефтепродукты в Азербайджан, Турцию и далее в Европу, снижая зависимость от российских маршрутов. В том числе грузоперевалка через зерновой терминал, который был введен в эксплуатацию в ноябре 2024 г., составила 25,9 тыс. т [3].

Для Цитирования:
Правиков О. В., Градинар Д. И., Влияние китайской инициативы «Один пояс, один путь» на экономики стран Центральной Азии. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: