По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 662.16

Влияние качества поверхности зубьев на нагрузочную способность зубчатых колес

Московкин В.А. МГТУ имени Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Лизунов И.В. МГТУ имени Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, e-mail: van4ez15@icloud.com;
Гидица В.Е. МГТУ имени Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
Беспояско В.Е. МГТУ имени Н.Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

В статье исследовано влияние качества поверхности зубьев на нагрузочную способность зубчатых колес. На основе обзора литературы сделаны выводы, что уменьшение шероховатости профиля переходной поверхности и впадины зубьев способствует увеличению изгибной прочности, т. е. нагрузочной способности зубчатых колес. Применение методов поверхностной пластической деформации для выкружки зубьев или червячного колеса создаст резерв для повышения их нагрузочной способности.

Литература:

1. Гинзбург Е.Г., Голованов Н.Ф., Фирун Н.Б., Халебский Н.Т. Зубчатые передачи. Справочник. — 2‑е изд. — М.: Машиностроение», 1980–416 с.

2. Кудрявцев  И.В.  Новый метод обработки контактных поверхностей стальных деталей для повышения их усталостной прочности и сопротивляемости сдвигу. — М., 1959.

3. Браславский  В.М. Технология обкатки крупных деталей роликами. — М.: Машиностроение, 1975. — 160 с.

4. Яковлева  А.П.  Исследование свойств поверхностного слоя стальных деталей, упрочненных электромеханической обработкой // Авиационная промышленность. — 2012. — № 2. — С. 8.

5. Большагин Н.П., Яковлева А.П. Точность сборки червячной передачи  // Главный механик.  — 2015.  — № 7. — С. 22–26.

6. Жиганов В.И., Сахно Ю.А., Демидов В.В., Сахно Е.Ю. Механическая обработка зубчатых колес: учебное пособие — УлГТУ, Ульяновск, 2011.

7. Рыжов М.А., Рыжов Н.М. Повышение надежности тяжелонагруженных зубчатых передач. — Машиностроение, 1981. — 232 с.

8. Кравченко И.И., Яковлева А.П. Анализ видов разрушения зубчатых колес // Главный механик. — 2015. — № 5–6. — С. 45–50.

9. Забровски  Т. У. Повышение эффективности процесса зубошлифования на основе управления точностью и  качеством поверхностного слоя зубьев — М.: МГТУ СТАНКИН, 2004.

10. Калашников  С.Н., Калашников  А.С. Зубчатые колеса и  их изготовление. — М.: Машиностроение. 1983. — 311с.

11. Яковлева  А.П. Упрочняющая обработка зубчатых колес крупного модуля // Авиационная промышленность. — 2014. — № 2. — С. 31–33.

12. Паршиков О.Н., Яковлева А.П. Обработка стальных деталей электромеханическим методом // Главный механик. — 2014. — № 7. — С. 62–64.

13. Витенберг  Ю. Р., Петрусевич  А.И. Влияние приработки на сопротивление заеданию смазываемых шероховатых поверхностей при трении качения со  скольжением // Вестник машиностроения. — 1976. — № 6. — С. 36–45.

14. Яковлева  А.П. Обработка зубчатых колес крупного модуля  // Главный механик. — 2014. — № 6. — С. 40–42.

15. Яковлева  А. П., Савельева Л.В., Наумов В.А., Шарапов С.Н., Бессуднов Л.И. Причины разрушений зубчатых колес // Главный механик. — 2017. — № 1. — С. 43–48.

16. Павликов П.Я., Шаталов В.К., Яковлева  А.П. Комбинированная упрочняющая обработка крупногабаритных зубчатых колес // В сборнике: Энерготехнологические процессы. Проблемы и  перспективы.  — М., 2000. — С. 141–151.

Одной из тенденций развития мировой экономики является увеличивающийся рост требований к важнейшему фактору производства  — качеству выпускаемой продукции.

Основной задачей современного машиностроения является повышение надежности и долговечности деталей машин, обусловленное возрастающими требованиями в  отношении износостойкости, усталостной прочности, контактной жесткости, антикоррозионных свойств и сопротивления ударным нагрузкам. В  связи с  этим возникает необходимость непрерывного совершенствования технологии изготовления отдельных деталей и машин в  целом. Особое внимание при этом обращается на обеспечение точности размеров и формы, а также приданию поверхностному слою необходимых физико-механических свойств.

В  транспортном машиностроении широко используют цилиндрические прямозубые зубчатые колеса с внешним зацеплением среднего модуля (от 2 до 6 мм). В основном их изготавливают из цементируемых (12Х2Н4А, 20X3МВФ и др.) и азотируемых (40ХНМА, 38ХМЮА и др.) сталей.

Качество поверхности зубчатых колес определяется совокупностью характеристик шероховатости и волнистости, физико-химических свойств и  микроструктуры поверхностного слоя.

При обработке зубчатых колес на зубообрабатывающих станках методом обкатки ошибки изготовления червяков делительных пар станков, шаговые ошибки винтов подачи и т. д. переносятся на боковые поверхности нарезаемых зубьев в  форме волнистости [1–3]. Волнистость зуба возникает от колебания температуры окружающей среды, вибраций и ряда других факторов. При шлифовании зубьев на станках «Мааг», нередко возникает диагональная волнистость [3]. При наличии на рабочих поверхностях зубьев волнистости, даже при небольшой высоте волн, контакт зубьев под нагрузкой происходит не по всей рабочей длине образующих, а отдельными, изолированными друг от друга пятнами, т. е. становится прерывистым.

При неблагоприятных сочетаниях волнистости на зубьях колес передачи могут возникнуть вибрации и  даже поломки. Поэтому вопрос определения величины и  характера волнистости зубьев имеет большое значение при оценке характеристик нагрузочной способности зубчатых передач.

Для Цитирования:
Московкин В.А., Лизунов И.В., Гидица В.Е., Беспояско В.Е., Влияние качества поверхности зубьев на нагрузочную способность зубчатых колес. Главный механик. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: