Исследования в области топливной экономичности транспортных средств показали, что на расход топлива городских автобусов влияет множество факторов. Наиболее значимыми из них являются факторы, которые характеризуют условия работы подвижного состава (ПС) на маршруте (средняя скорость сообщения, удельное число крутых поворотов, средняя длина перегона интенсивность транспортного потока и т. д.). Исследованию этих факторов в разных научных работах уделялось большое внимание, так как средний расход топлива между маршрутами может отличаться в 1,5–2 раза [1–2].
Практически все исследования показывают, что на одном и том же маршруте расход топлива автобусов одной модификации может иметь определенное значение размаха статистических данных. На рис.1 показано распределение значений коэффициента вариации расхода топлива на городских маршрутах, которое в среднем составляет 19% для автобусов ЛиАЗ-529222.
Исследования показывают, что на данную вариацию влияют факторы, которые не связаны с характеристиками маршрута. В частности, к ним относятся возраст автобусов, классность водителя, температура окружающего воздуха, график работы ПС и др. [3–5].
Целью представленной работы является оценка степени влияния графика работы на расход топлива городских автобусов. Для достижений заданной цели необходимо выявить разницу в расходе топлива между разными условиями работы автобусов путём проведения дисперсионного анализа, а также разработать рекомендации по корректировки маршрутной нормы расхода топлива подвижного состава в зависимости от его графика работы.
Сбор статистических данных о работе ПС на маршруте движения и о соответствующем расходе топлива городских автобусов ГУП «Мосгортранс» проводился по следующим критериям:
— модификация автобусов: ЛиАЗ-529222, ЛиАЗ-529265, ЛиАЗ-621322, ЛиАЗ-621365;
— интервал наблюдений: с 01.09.2020 по 31.08.2021;
— АТП: Филиалы ГУП Мосгортранс Северо-Восточный, Восточный и ЮгоЗападный;
— тип автобусного маршрута: городской.