Для детей раннего возраста, перенесших внутриутробное воздействие гипоксии, характерны неврологические, вегетативные, обменно-эндокринные и морфофункциональные нарушения. Эти дети часто отстают в психомоторном развитии, имеют задержку развития речи, нарушение осанки, формирование эпилепсии, детского церебрального паралича, синдрома нарушенного внимания с гиперактивностью, синдрома вегетативной дистонии, задержку темпов физического развития, высокую заболеваемость острыми респираторными инфекциями и фоновыми заболеваниями [1]. Внутриутробная гипоксия нарушает функционирование различных органов и систем в последующие возрастные периоды и неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья и качестве жизни ребенка и его семьи [5; 6].
Проблемы нуждаются в разрешении, так как при своевременной, адекватной терапии в большинстве случаев можно добиться практически полного излечения [7]. В настоящее время в лечении и реабилитации детей с перинатальными поражениями (ПП) нервной системы широко используется фармакотерапия, что не всегда оправданно [2]. Обеспечить минимизацию лекарственной терапии и сделать процесс реабилитации более эффективным помогает применение немедикаментозных воздействий [4]. У детей раннего возраста начиная с первых месяцев жизни может использоваться сочетание занятий плаванием с саунотерапией — метод гидротермотерапии (ГТТ). ГТТ облегчает насыщение тканей кислородом и улучшает кровообращение, в том числе и в головном мозге ребенка, способствует оптимизации двигательных функций [10]. При пребывании ребенка в сауне снижается психическое и мышечное напряжение, уменьшается спазм сосудов, улучшаются кровенаполнение и питание тканей, повышаются эластичность и подвижность мышечно-связочного аппарата [9].
Оценить влияние гидротермотерапии на состояние здоровья и качество жизни детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения нервной системы.
Под наблюдением находились 80 детей, перенесших внутриутробное воздействие гипоксии и имевших последствия ПП ЦНС, из них 40 детей занимались по методике ГТТ (основная группа) и 40 — не занимались по этой методике (группа сравнения). Дети наблюдались с 3–6-месячного возраста в течение 1,5–2 лет. Наблюдаемые дети на первом году жизни получали курсы реабилитации в отделениях восстановительного лечения психоневрологического профиля. Отбор детей в группу сравнения проводился по методу «копи-пар» с учетом возраста на момент исследования, пола ребенка, срока гестации, наличия хронической внутриутробной гипоксии и/или асфиксии в родах, массы тела при рождении, респираторной патологии в неонатальном периоде и неврологической симптоматики в первые месяцы жизни.