Теории Фрейда захватывали Сальвадора Дали, пожалуй, до одержимости. Самым большим желанием молодого художника было познакомиться со своим кумиром. Их единственная встреча состоялась в Лондоне в 1938 году. Всеобъемлющая экспозиция иллюстрирует увлечение сюрреалистов психоаналитическим подходом и его присутствие в живописном мире Дали.
Галерея Бельведер представила более сотни предметов, включая картины, сюрреалистические объекты, фотографии, фильмы, книги, журналы, письма и другие документы. Среди них — полотно «Лебеди, отражающиеся в слонах», которое считают «собратом» «Метаморфоз Нарцисса». В обеих композициях автор использовал двойные образы — одну из своих излюбленных техник. Но если в «Нарциссе» фигура окаменевшего юноши трансформируется в руку, держащую некое семя-яйцо, то здесь лебеди и мертвые стволы деревьев позади них отражаются в воде как слоны.
Дали открыл для себя работы Фрейда в 1920-х годах. Под их влиянием он разрабатывал собственный изобразительный язык. Однако сам Фрейд очень скептически относился к сюрреализму. Будучи в Вене, Дали пытался встретиться со своим кумиром, но безрезультатно. Несмотря на неудачную попытку встретиться с отцом психоанализа, Сальвадор Дали днями бродил по Вене, мысленно репетируя долгожданный разговор с Фрейдом. Попутно художник находил вдохновение в образах города и его искусстве.
«Это выставка о двух людях, предопределивших культурный и интеллектуальный ландшафт ХХ века. Одержимость Сальвадора Дали научными методами Зигмунда Фрейда на долгие годы стала движущей силой его творчества», — рассказала Стелла Роллиг, художественный руководитель Нижнего Бельведера.
Выставка в хронологическом порядке представляет период от знакомства Дали с трудами Фрейда до момента их личной встречи, которая все-таки произошла 19 июля 1938 года в Лондоне по инициативе покровителя художника Эдварда Джеймса и Стефана Цвейга. На выставке представлены работы, исследующие темы сновидений, чувства вины или сексуального влечения.