В последние годы в Самарской области заметно увеличилась площадь засаленных и солонцеватых земель. Для решения данной проблемы принимаются меры по окультуриванию этих земель и проведению мелиоративных мероприятий, в первую очередь путем внесения гипса [1].
Однако наряду с гипсом для расселения почв может быть использован фосфогипс Балаковского филиала АО «Апатин», находящегося в соседней Саратовской области на относительно близком расстоянии. Но научные исследования по использованию фосфогипса в качестве мелиоранта в условиях региона практически не проводились. В результате нет конкретных рекомендаций по его применению под различные сельскохозяйственные культуры. В связи с этим все исследования по данной проблеме являются актуальными и имеют большую практическую значимость [2–4].
Цель работы — выявить степень влияния фосфогипса на урожайность ярового ячменя на солонцеватом черноземе центральной агроклиматической зоны Самарской области.
Исследования проводились в 2020–2021 гг. в ООО «Степь». Территория опытного участка располагалась в юго-восточной части Кинельского района на верхней притеррасной части поймы правого берега р. Самары и имела выровненный микрорельеф. Почва — чернозем обыкновенный солонцеватый среднесуглинистый с мощностью гумусового горизонта до 50–60 см. Реакция почвенной среды горизонта А равна рН 7,4–7,5, горизонта В — рН 7,5–7,8. При этом доминировал сульфатно-содовый и содово-сульфатный типы засоления. В пахотном горизонте почвы содержалось 4,8 % гумуса, 16,0 мг/100 г почвы подвижного фосфора и 24,4 мг/100 г обменного калия. Опыт предусматривал шесть вариантов (табл. 1).
Внесение различных норм фосфогипса в вариантах опыта № 3–6 проводилось на удобренном фоне, где применялось минеральное удобрение Аммофос (NH4H2PO4 + (NH4)2HPO4) в норме 12 кг N и 52 кг P2O5 действующего вещества на 1 га. Фосфогипс вносился поверхностно путем разбрасывания навесным тракторным разбрасывателем РУМ-1000 в весенний период под культивацию почвы. Его заделка в почву осуществлялась культиватором КПМ-8 в агрегате с трактором БТЗ-242.