По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние физической активности на уровень стресса у студентов в условиях современного образовательного процесса

Людмила Павловна Федосова старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», Россия, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13
Максим Дмитриевич Титаренко студент 3 курса юридического факультета, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», Россия, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13, E-mail: titarenkom47@gmail.com

Статья посвящена влиянию физической активности на уровень стресса у студентов в условиях современного образовательного процесса. Анализируется взаимосвязь физической активности и психоэмоционального состояния учащихся, а также результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность физической активности в снижении стресса. Предлагаются рекомендации по внедрению физкультурных практик для поддержания психического здоровья студентов.

Литература:

1. Желтов, А. А., Колесниченко, Т. В., Усова, А. Н. Сравнение физических качеств, направленных на повышение здоровья // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 86-8. — С. 39–42. doi.org/10.18411/ trnio-06-2022-360

2. Кузнецова, З. В., Желтов, А. А., Волков, Д. О. Инновационные подходы преподавания физической культуры и спорта в вузах // Наука и образование: традиции, опыт, проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Благовещенск, 29 марта 2023 года. — Т. 2. — Благовещенск: Дальневосточный ГАУ, 2023. — С. 183-189. doi.org/10.22450/9785964205180_2_183

3. Кулак, А. А., Удовицкая, Л. У. Значение физической культуры и спорта в жизни человека // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 06–07 апреля 2021 года. — Том Ч. 6. — Нижневартовск: НВГУ, 2021. — С. 94–98

4. Удовицкая, Л. У., Ковалева, Ю. Д. Значимость физической активности студентов // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Материалы национальной научно-практической конференции. Краснодар, 28–29 октября 2020 года. — Краснодар: КубГАУ им. И. Т. Трубилина, 2020. — С. 659–664

5. Щеголев, В. А., Боцман, О. С. Теоретические аспекты использования средств физической подготовки и спорта для формирования и развития социально-личностных качеств у курсантов военно-учебных заведений силовых структур // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — 2014. — № 3. — С. 28–35

1. Zheltov, A. A., Kolesnichenko, T. V., Usova, A. N. (2022). Sravnenie fizicheskikh kachestv, napravlennykh na povyshenie zdorov’ia [Comparison of physical qualities aimed at improving health]. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia [Trends in the development of science and education]. No. 86-8, pp. 39–42. doi.org/10.18411/ trnio-06-2022-360. (In Russian)

2. Kuznetsova, Z. V., Zheltov, A. A., Volkov, D. O. (2023). Innovative approaches to teaching physical culture and sports in universities. In: Science and education: traditions, experience, problems and prospects. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. Blagoveshchensk, March 29, 2023. Vol. 2. — Blagoveshchensk: Far Eastern State Agrarian University, pp. 183–189. doi.org/10.22450/9785964205180_2_183. (In Russian)

3. Kulak, A. A., Udovitskaya, L. U. (2021). The importance of physical culture and sports in human life. In: XXIII All-Russian Student Scientific and Practical Conference of Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, April 06-07, 2021. Tom Ch. 6. — Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, pp. 94–98. (In Russian)

4. Udovitskaya, L. U., Kovaleva, Yu. D. (2020). The importance of physical activity of students. In: Physical culture and sport in higher educational institutions: current issues of theory and practice. Materials of the national scientific and practical conference. Krasnodar, October 28–29, 2020. — Krasnodar: I.T. Trubilin Kuban State Agrarian University, pp. 659–664. (In Russian)

5. Shchegolev, V. A., Botsman, O. S. (2014). Teoreticheskie aspekty ispol’zovaniia sredstv fizicheskoi podgotovki i sporta dlia formirovaniia i razvitiia sotsial’no-lichnostnykh kachestv u kursantov voenno-uchebnykh zavedenii silovykh struktur [Theoretical aspects of the use of physical training and sports for the formation and development of social and personal qualities in cadets of military educational institutions of law enforcement agencies]. Aktual’nye problemy fizicheskoi i spetsial’noi podgotovki silovykh struktur [Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies]. No. 3, pp. 28–35. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 08.12.2024

Современное образовательное окружение отличается высокой интенсивностью, большими объемами учебной нагрузки и строгими требованиями к студентам. Эти аспекты часто ведут к увеличенному уровню стресса, который может негативно влиять на эмоциональное состояние, физическое здоровье и успеваемость молодежи. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях стремительного ритма жизни и постоянного взаимодействия с цифровыми устройствами, способствующими умственной перегрузке и снижению физической активности.[1]

Физические упражнения играют ключевую роль в поддержании психического здоровья. Они являются естественным и доступным способом снижения стресса, улучшения настроения и повышения адаптивных возможностей организма.[2] Кроме того, регулярная физическая активность укрепляет здоровье, развивает социальные связи и улучшает общее качество жизни.

Стресс представляет собой состояние, возникающее в ответ на разнообразные физические, эмоциональные или психологические нагрузки. У студентов данное явление часто связано с учебной деятельностью, такой как подготовка к экзаменам, высокие требования к успеваемости, акклиматизация к новой социальной среде и нехватка времени для личной жизни и отдыха.

Согласно теории Ганса Селье, стресс проходит три этапа: тревога, сопротивление и истощение. У студентов эти этапы могут проявляться через беспокойство, снижение внимания, усталость и ухудшение общего состояния здоровья.

Хронический стресс может иметь множество отрицательных последствий, включая ухудшение умственных способностей, понижение иммунной защиты, а также увеличение риска депрессии и тревожных расстройств. Студенты, сталкивающиеся с хроническим стрессом, могут наблюдать снижение успеваемости, проблемы в межличностном взаимодействии и появление телесных симптомов, таких как головные боли, бессонница и мышечное напряжение.

Для Цитирования:
Людмила Павловна Федосова, Максим Дмитриевич Титаренко, Влияние физической активности на уровень стресса у студентов в условиях современного образовательного процесса. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: