По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.091

Влияние экранной культуры на социокультурные практики современности

Именнова Любовь Сергеевна профессор кафедры общегуманитарных наук Российской международной академии туризма, доктор культурологии, доцент, Россия, 141420, Московская область, г. Химки, мкрн. Сходня, ул. Горького, д. 7. E-mail: imennova@yandex.ru

Автор показывает, что конец XX — начало XXI века — время формирования информационного общества и утверждения в общественном сознании специфики социального пространства как информационного. Этот глобальный социально-культурный переворот означает не только количественное увеличение объема информации, но и возрастание ее доступности, усиление ее влияния на все сферы деятельности, выработку новых моделей поведения и восприятия мира. Формируется новая культурная картина мира, в которой важным фактором изменений становится экранная культура, которая предполагает в качестве репродуктора текстов экран. В статье представлены возможности, которые предоставляют информационные технологии в самых разных сферах, в том числе в области исторической реконструкции.

Литература:

1. Благой И. На выставке CeBIT в Ганновере посетители могут обнять робота и увидеть живого динозавра. — URL: http://www.1tv.ru/news/social/303990 (дата обращения: 14.11.2017).

2. Город-призрак в Подмосковье. — URL: http://womanadvice.ru/gorod-prizrakv-podmoskove.

3. Именнова Л.С. Пространство и время как культурологические концепты: музейный и туристский аспекты. — Saabrucken: LAP LAMBERTС, 2012. — С. 57.

4. Кастельс М. Музеи в эру информации: проводники культуры во времени и пространстве // Информационный бюллетень ИКОМ. — 2011. — № 4. — С. 10.

5. Марченкова В. 2012. — URL: http://artchronika.ru/vystavki/20019/ (дата обращения: 14.11.2017).

6. Моль А. Социодинамика культуры. — 3-е изд. — М.: ЛКИ, 2008. — С. 49.

7. Основы музееведения [Текст]: учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. — 2-е изд., испр. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — С. 406–407.

8. Словарь актуальных музейных терминов [Текст] // Музей. — 2009. — № 5. — С. 49.

Экранная культура формируется исторически, ее материальным базисом выступают постоянно совершенствующиеся технические средства. Повышалось качество воспроизведения звука и изображения. Технические открытия дали возможность создания, трансляции и восприятия культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде. Кинопроектор и полотно экрана дополнили вначале телеэкран, затем дисплей компьютера. Этапы становления экранной культуры — кинокультура, телекультура, компьютерная культура.

Современная экранная культура предполагает сетевую организацию информации, цифровую форму ее хранения и генерирования, существование глобального информационного пространства. В культуре информационного общества, в рамках которого она функционирует, информация, знания сменяют в ценностном ряду материальные товары.

Являясь порождением индустриального общества, экранная культура означает его переход в новую стадию — постиндустриальное общество, становится ключевым культурообразующим феноменом современности, важным фактором мировоззренческих трансформаций, формирования новой эпистемы, влияет на концептуальные основы наук, конфигурацию как научного восприятия мира, так и профессионального, а также мироощущение на повседневном уровне. Одним из явных последствий утверждения экранной культуры стало то, что в сознании воспринимающего стиралось различие между реальным миром и миром, воспроизведенным на экране.

Мультимедиа как особый вид компьютерной экранной технологии, сочетающей статическую визуальную подачу информации в виде текста, графики с динамическим рядом (анимация, видео, звук), находит все более широкое применение в различных социокультурных практиках: в индустрии развлечений, туризме, музеях, образовании. При этом пользователь является и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает воздействие воспринимаемой информации.

Можно отметить воздействие утвердившихся в ХХ веке кинематографа и телевидения на разные виды искусства (графику, живопись, скульптуру, литературу и др.), на сферы культурной деятельности. Очевидно влияние экранной культуры на театр: в ряде случаев компьютерные проекции успешно заменяют театральные декорации, даже реквизит сцены.

Для Цитирования:
Именнова Любовь Сергеевна, Влияние экранной культуры на социокультурные практики современности. Ученый совет. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: