Сельское хозяйство взаимодействует со сложной системой природных условий, из числа которых гидрометеорологические факторы в сравнении с остальными не подлежат кардинальному регулированию. Их влияние на объекты и процессы сельскохозяйственного производства, в особенности на формирование продуктивности культурных растений, обусловливает в значительной мере величину урожая и качество конечной продукции. Как известно, в силу своего географического положения Алтайский край в целом и Алейская степь в частности являются зоной «рискованного земледелия».
Алейская степь размещена в теплом, слабо увлажненном агроклиматическом районе края.
Из-за недостаточного увлажнения эта зона не может ежегодно стабильно реализовывать в полной мере свой зерновой потенциал. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последнее время все чаще имеет место проявление засухи, которая создает катастрофические условия для производства зерна.
Недостаток продуктивной влаги – основной фактор, ограничивающий урожайность сельскохозяйственных культур. Ее запасы в почве обусловлены природными осадками и слабо поддаются регулированию. Далеко не всегда срабатывает и комплекс применяемых агротехнических, влагосберегающих мероприятий при возделывании зерновых культур, направленных на накопление и сохранение влаги в почве. На современном этапе развития сельскохозяйственного производства основным направлением является ресурсосбережение и экологизация земледелия, заключающиеся в уменьшении глубины основной обработки почвы и даже отказе от нее. В заложенном нами полевом эксперименте оценивалось влияние предшественников и различных вариантов основной обработки почвы на запасы продуктивной влаги в почве и урожайность яровой пшеницы в условиях КФХ «Золотая осень» Алейского района Алтайского края.
Основная обработка почвы в опыте включала три варианта: мелкая (14–16 см), поверхностная (8–10 см) и нулевая (без обработки).
Вегетационный период 2012 г. в Алейской степи, как и в целом по краю, характеризовался значительным недобором осадков на фоне повышенных температур: гидротермический коэффициент за май-июнь составил 0,25, за май-август – 0,27.