— Владимир Алексеевич, вы были участником Петербургского экономического форума, где рассматривались вопросы не только экономики, но и образования. Расскажите об этом.
— На Петербургском экономическом форуме были представлены несколько интереснейших проектов. Прежде всего это рейтинг будущего и место России в нём. Чем определяется конкурентоспособность страны? Было несколько секций, посвящённых науке и образованию. Так вот место нашей страны в этом рейтинге определяется не только территорией и теми ресурсами, которыми мы обладаем, но и развитостью системы образования и науки и, самое главное, их эффективностью. Под эффективностью подавляющее большинство выступающих понимали рациональное использование ресурсов, которые выделяются на образование. Решив эту задачу, мы обеспечим нашей стране мировое лидерство.
В качестве примера могу привести квантовый компьютер. Российские учёные наиболее близки к его созданию. Если бы он был создан в России 3–4 года назад, ни о каких санкциях и речи быть не могло, поскольку мы были бы впереди планеты всей в сложнейшей отрасли.
Ещё одно важнейшее направление — это науки о человеке. Та же кардиометрия, в которой мы сейчас реально мировые лидеры, позволит решить ту задачу, над которой мы давно бьёмся.
Для нас самой интересной была секция «Готовы ли мы к революции в образовании?». Модератором был Исак Фрумин из Высшей школы экономики. Прозвучало много интересных докладов. И вывод из них следовал один: хотим мы того или нет, но революционно-эволюционные изменения в образовании произойдут независимо от наших желаний.
— Так революционные или эволюционные изменения?
— Хотелось бы, чтобы они шли эволюционно, но они могут прийти и революционно. И это от нас не зависит. Великолепно выступил Я.И. Кузьминов, обозначивший наиболее чётко те процессы, которые сейчас идут в образовании. Это, конечно, и онлайн-образование, и глобализация, и лидирующая позиция мировых университетов. И самое главное — университет как место передачи знаний, трансляции знаний потеряет эту функцию. Он будет совсем другим. Университет будет трансфером новых знаний от одной части людей к другой. И роль студента будет так же важна, как и преподавателя.