— Владимир Алексеевич, частные вузы существуют в России на протяжении 30 лет. Какое место они занимают в образовании? Какие можно считать успешными?
— Частные вузы — это часть общей системы образования. Неважно, какая форма учредительства у вуза: задачи перед частным и государственным вузами стоят одинаковые — подготовить высококвалифицированные кадры. Мы существуем в едином образовательном пространстве.
Успешными можно считать те вузы, которые выдержали проверку временем, не перестали существовать за эти годы. Абсолютным показателем успеха для меня является возможность перевода из частного в ведущий государственный вуз. Речь о переводе в МГУ, Бауманку, ВШЭ и другие университеты. Это, по моему мнению, самая главная характеристика качества деятельности частного вуза.
О результативности его работы можно судить и по заслугам студентов, выпускников: призовые места на олимпиадах, успешные проекты, стартапы.
— Есть ли сегодня разница между частным и государственным университетом?
— По качеству образования — нет. Но разница заметна в условиях функционирования. Частному вузу приходится постоянно бороться, доказывать право на существование, тратить много сил и времени на решение задач, с которыми никогда не столкнется государственный. Как платить налоги на недвижимость и обеспечивать ведение операционной деятельности при основном финансировании из средств студентов, ограничении возможности получить доход от интеллектуальной и другой собственности? В нашей стране доход ограничен десятью процентами, тогда как во многих странах за рубежом он составляет 50–70 процентов и выше. При этом необходимо обеспечивать конкурентоспособную заработную плату и устойчивое материальное положение научно-педагогическим работникам и сотрудникам вуза.
— Какие проблемы необходимо решить в образовании?
— Нивелировать разницу в существовании университетов. Государственные и частные вузы существуют в разных условиях. Это касается и налогообложения (частные вузы платят налоги как коммерческие структуры), и критериев оценки эффективности вузов, и распределения контрольных цифр приема. Если оценивать университеты по прозрачным и четким критериям, то картина «игроков» в образовании может измениться, в плюсе окажется часть негосударственных вузов.