— Наверное, учитывая ситуацию на автомобильном рынке, традиционный вопрос о том, каким был для предприятия прошедший год, можно переформулировать таким образом: как удалось пережить 2015 год?
— Если говорить в целом о рынке, то его в 2015 году просто не было. Резкое падение курса рубля в конце 2014 года вызвало настоящий обвал продаж. Учитывая отсутствие банковских кредитов, это привело к тому, что «оборотка» у производителей очень быстро просто «испарилась». В таких условиях нужно было каким-то образом содержать и производство, и трудовые коллективы.
В 2016 году ситуация несколько выправилась: произошла относительная стабилизация курса рубля, начали проявлять признаки активности потенциальные потребители. Но, учитывая особенности существующей рыночной коньюнктуры, нам от этого не легче.
Понятно, что сегодня покупатели очень чутко реагируют на изменение отпускных цен. Этим обстоятельством очень агрессивно стали пользоваться наши основные конкуренты, такие как Volvo, Scania и MAN, которые по некоторым своим моделям стали предлагать скидки. Мы не имеем таких ресурсов и не можем предложить таких условий. Хотя мы, просчитав и трезво оценив свои возможности, также сегодня используем всевозможные ценовые бонусы, но они, конечно же, существенно скромнее. Особо отмечу, что это скидки именно предприятия, поскольку наши зарубежные партнеры в этом вопросе заинтересованности не проявили, и стоимость получаемых нами машинокомплектов осталась неизменной. Понятно, что в таких условиях потери не просто в объемах продаж, а в доле рынка были просто неизбежны.
Но, к сожалению, есть и еще один фактор, который крайне негативно отразился на положении дел. На правительственном уровне уже несколько лет действует прямой запрет госкомпаниям приобретать импортную автомобильную технику. Мы в свое время серьезно инвестировали в производство, чтобы наша продукция удовлетворяла всем требованиям, которые предъявляются к отечественным автомобилям, и всегда с полным основанием отмечали, что наши грузовики — российские. Но сегодня, хотя никто условия закупок госкомпаний не отменял, но те их перестали замечать и массово приобретают грузовые автомобили, завозимые из-за рубежа. Уточню: не собранные в России грузовики иностранных марок, а импортируемые сюда. А раз так, то производители начинают закрывать расположенные у нас заводы — зачем тратиться на их содержание, платить налоги, выполнять социальные обязательства, если можно просто завозить? Таким образом, вольно или невольно, но наше правительство показывает, что оно поддерживает и ликвидацию этих производств, и отсутствие интереса к отечественным предприятиям, подобным нашему.