Здоровье человека является главным богатством страны, и его охрана закреплена в Конституции Российской Федерации. Известно, что уровень здоровья зависит не только от окружающей социальной среды, но и во многом от самого населения, его гигиенической грамотности, поведения, привычек. В этой связи важным является санитарное просвещение, которое должно носить широкомасштабный характер, и для его эффективности должны быть задействованы, кроме здравоохранения, другие сферы, включая литературу и искусство. На современном этапе работа по санитарному просвещению и пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ) ведется крупномасштабно, всесторонне и на государственном уровне. Во многом существующая система организации и принципы санитарно-просветительской работы берут свое начало с постреволюционного периода, когда в стране царили голод, антисанитария и многочисленные вспышки инфекционных и паразитарных заболеваний. Стоит отметить, что весьма актуальной и востребованной в то время была агитационная и просветительская работа поэтов [1, 2]. Так, в поэзии С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Маяковского и других литераторов имеется целый ряд произведений по медицинской тематике. В исследованиях Стыкалина С.И. [3], Быкова Д.Л. [4] показано творчество В.В. Маяковского в «Окнах сатиры РОСТА», где представлены в основном военно-политические и хозяйственные темы, но не отражена работа по санитарной агитации и пропаганде.
Цель исследования — в предзнаменование 100-летнего юбилея со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России и 130-летия со дня рождения В.В. Маяковского провести анализ творчества поэта и показать его вклад в санитарное просвещение по охране здоровья населения, профилактике заболеваний, ведению здорового образа жизни.
В работе изучены произведения В.В. Маяковского, его выступления, заметки, отзывы, книги последних лет о творчестве поэта. Особое внимание было уделено деятельности его в «Окнах сатиры РОСТА» (Российское Телеграфное Агентство) и в «Окнах» Главполитпросвета в 1919– 1922 гг., где он проявил себя как талантливый организатор, поэт и художник.