Несмотря на то, что в 2000– 2013 гг. произошло существенное снижение уровня бедности, уровень детской бедности продолжил оставаться достаточно высоким: в 2013 г. он составил 17,9 % против 10,8 % по всему населению. В период с 2014 г. по 2015 г. под воздействием экономического кризиса уровень детской бедности увеличился и составил в 2015 г. 21,4 %, что выше уровня в 2006–2014 гг.
Исследования показывают, что социальная поддержка детей из бедных семей в раннем возрасте способствует более успешному их когнитивному развитию, повышает вероятность их в трудоустройства и более высоких доходов в будущем, а также способствует снижению уровня преступности [1,2,3]. При этом существенное влияние на уровень детской бедности оказывает не только объем предоставляемой социальной помощи, но также формы и структура социальной поддержки семей с детьми [4,5]. В то же время, исследования свидетельствуют о том, что реформы детских и материнских пособий, проведенные в 2007 г., оказали слабый эффект на уровень жизни семей с детьми в целом [7].
Под влиянием бюджетного дефицита в 2014–2016 гг. ряд регионов были вынуждены прибегнуть к стратегии сдерживания расходов на социальные обязательства перед населением: приостановить индексацию или индексировать выплаты ниже уровня инфляции; ужесточить условия получения поддержки; приостановить или отменить меры поддержки отдельным категориям населения; распространить адресность на ряд пособий, ранее назначаемых без учета дохода получателей. Причем анализ произошедших изменений показывает, что в большинстве случаев экономия бюджетных средств осуществлена за счет снижения мер поддержки семей с детьми [6].
Размер адресного ежемесячного пособия на ребенка из малоимущей семьи, предоставляемого регионами на основании Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», является крайне низким. Минимальный базовый размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет из малоимущей семьи составлял в 2015 г. менее 3 % от величины прожиточного минимума на ребенка в 56 регионах, еще в 22 регионах он составлял от 2 до 5 % от величины прожиточного минимума на ребенка и лишь в 7-х регионах (Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, Московской области, Республике Крым, Севастополе, Санкт-Петербурге и Москве) он составлял более 5 % от величины прожиточного минимума на ребенка.