По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013.78

Вклад региональной социальной поддержки семей с детьми в благосостояние семей, получающих помощь

Гришина Е. Е. зав. лабораторией, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС , кандидат экономических наук, 111123, Москва, ш. Энтузиастов, д. 50, кв. 61, тел. +7 495 695-11-62, grishina@ranepa.ru
Цацура Е. А. старший научный сотрудник, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кандидат социологических наук, 121467, Москва, Молдавская ул.6, кв. 230, тел. +7 495 695-11-62 , kovalenko-ea@ranepa.ru

В статье рассматриваются проблемы эффективности социальной поддержки нуждающихся семей с детьми. Затронуты такие аспекты как низкий охват бедных семей, низкая степень адресности, слабое влияние на снижение бедности. По результатам опроса семей с детьми, получающими социальную поддержку в Алтайском крае и Самарской области, представлены расчеты вклада региональной социальной поддержки в благосостояние семей. Представлены рекомендации по мерам повышения эффективности социальной поддержки семей с детьми.

Литература:

1. Aakvik, A., K. G. Salvanes and K. Vaage (2005), «Educational Attainment and Family Background», German Economic Review. Vol. 6, No. 3, pp. 377–394

2. Goodman, A. and B. Sianesi (2005), Early Educaiton and Children’s Outcomes: How Long Do the Impacts Last?, UK Institute for Fiscal Studies

3. Heckman, J. et al. (2010), «A New Cost-Benefit and Rate of Return Analysis for the Perry Preschool Program: A Summary», IZA Discussion Paper, No. 17, Bonn

4. Kunz, J., Villeneuve, P. and Garfinkel, I. (2001), ‘Child Support Among Selected OECD Countries: A Comparative Analysis’ in K. Vleminckx and T. M. Smeeding (Eds), Child Well-being, Child Poverty and Child Policy in Modern Nations, The Policy Press, Bristol.

5. Matsaganis, M., C. O’Donoghue, H. Levy, M. Coromaldi, M. Mercader-Prats, C. Farinha Rodrigues, S. Toso and P Tsakloglou (2004), Child Poverty and Family Transfers in Southern Europe, EUROMOD Working Paper 2/04

6. Малева Т. М., Гришина Е. Е., Цацура Е. А., Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: Экономика и Социология. 2016. № 4 (92). С. 153–175

7. Овчарова Л. Н. и др., Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей. М.: Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ, 2011.

Несмотря на то, что в 2000– 2013 гг. произошло существенное снижение уровня бедности, уровень детской бедности продолжил оставаться достаточно высоким: в 2013 г. он составил 17,9 % против 10,8 % по всему населению. В период с 2014 г. по 2015 г. под воздействием экономического кризиса уровень детской бедности увеличился и составил в 2015 г. 21,4 %, что выше уровня в 2006–2014 гг.

Исследования показывают, что социальная поддержка детей из бедных семей в раннем возрасте способствует более успешному их когнитивному развитию, повышает вероятность их в трудоустройства и более высоких доходов в будущем, а также способствует снижению уровня преступности [1,2,3]. При этом существенное влияние на уровень детской бедности оказывает не только объем предоставляемой социальной помощи, но также формы и структура социальной поддержки семей с детьми [4,5]. В то же время, исследования свидетельствуют о том, что реформы детских и материнских пособий, проведенные в 2007 г., оказали слабый эффект на уровень жизни семей с детьми в целом [7].

Под влиянием бюджетного дефицита в 2014–2016 гг. ряд регионов были вынуждены прибегнуть к стратегии сдерживания расходов на социальные обязательства перед населением: приостановить индексацию или индексировать выплаты ниже уровня инфляции; ужесточить условия получения поддержки; приостановить или отменить меры поддержки отдельным категориям населения; распространить адресность на ряд пособий, ранее назначаемых без учета дохода получателей. Причем анализ произошедших изменений показывает, что в большинстве случаев экономия бюджетных средств осуществлена за счет снижения мер поддержки семей с детьми [6].

Размер адресного ежемесячного пособия на ребенка из малоимущей семьи, предоставляемого регионами на основании Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», является крайне низким. Минимальный базовый размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет из малоимущей семьи составлял в 2015 г. менее 3 % от величины прожиточного минимума на ребенка в 56 регионах, еще в 22 регионах он составлял от 2 до 5 % от величины прожиточного минимума на ребенка и лишь в 7-х регионах (Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, Московской области, Республике Крым, Севастополе, Санкт-Петербурге и Москве) он составлял более 5 % от величины прожиточного минимума на ребенка.

Для Цитирования:
Гришина Е. Е., Цацура Е. А., Вклад региональной социальной поддержки семей с детьми в благосостояние семей, получающих помощь. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: