Статья поступила 20.10.2020
Внимание к междисциплинарному подходу в исследовании некоторых объектов научного знания возникает во второй половине XX в., когда в условиях усугубляющегося в своей сложности мира самостоятельное развитие традиционно сформированных научных дисциплин оказывается недостаточным для развития науки. Совершается перемена научных парадигм, развитие новой гносеологической модели. В это время формируются дисциплины, в основании которых находится установка на междисциплинарность и на восприятие сложности предмета исследования. Среди таких дисциплин — визуальные исследования.
Визуальные исследования как специфическое научное направление оформились в 1990-е гг. в зарубежной гуманитаристике. Среди представителей данного направления можно назвать Т. Митчелла [9] и Н. Мирзоева, комплексно изучающих визуальную культуру [10].
К предшественникам визуальных исследований относят культуральные исследования, культурную историю, социальную историю и социологию искусства. Между тем визуальные исследования обладают многими чертами сходства с тем научным направлением, которое получило название «культурология».
Главным для оформления визуальных исследований считается появление во второй половине XX в. новых форм искусства и разрушение границ между искусством и не искусством. В структуре координат классического искусствоведения и эстетики не обнаружилось исследовательского аппарата новых форм искусства — «новая вещность» современного искусства (например, био-арт) востребовала иного языка описания. Очевидно, что анализировать проблему «новой вещности» взгляда, искусства, структуру и семантику зрительного образа с прежних позиций недостаточно.
Значение визуального для понимания специфики современной культуры трудно переоценить. Возрастает спектр визуальных образов, смещается баланс от динамических образов к интерактивным, имеющим опосредованные связи с реальностью. Процессы всеохватывающей визуализации постепенно внедряют в область повседневного зрительного опыта ускользающие из поля зрения явления и объекты. Думается, визуальные исследования актуальны в рамках теоретических задач культурологии, в том числе для дальнейшего развития деятельностной концепции культуры.