По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2101-04

Визуальные исследования в предметном поле современной культурологии

Цыплякова Дарья Ивановна МБУ «Краеведческий музей г. о. Сызрань» Россия, 446001, Самарская область, Сызрань, пер. Достоевского, д. 34, E-mail: d445250@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4445-5333

Данная статья посвящена особенностям визуальных исследований в предметном поле современной культурологии, аргументации значительности для культурологических исследований категории визуального опыта и анализу визуальных практик, его создающих.

Литература:

1. Беззубова О.В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины XX века [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vizualnaya-kultura-i-vizualnyy-povorot (дата обращения: 28.04.2020).

2. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 28.04.2020).

3. Бурдье П. Структура. Габитус. Практика [Электронный ресурс]. — URL: http://www. old.jourssa.rU/1998/2/4bourd.html (дата обращения: 28.04.2020).

4. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, и то, что смотрит на нас [Электронный ресурс]. — URL: https://www.studmed.ru/didi-yuberman-zhorzh-to-chto-my-vidim.html (дата обращения: 28.04.2020).

5. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь [Электронный ресурс]. — URL: http:// magazines.russ.rU/logos/2002/3/zim.html (дата обращения: 28.04.2020).

6. Конева А.В. Век XXI: глобальный мир и культура различия [Электронный ресурс]. — URL: https://www.spbric.org/PDF/kon08.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

7. Колодий В.В. Визуальность как феномен и ее влияние на социальное познание и социальные практики [Электронный ресурс]. — URL: https://www.dissercat.com/content/ vizualnost-kak-fenomen-i-ee-vliyanie-na-sotsialnoe-poznanie-i-sotsialnye-praktiki (дата обращения: 28.04.2020).

8. Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого [Электронный ресурс]. — URL: https://platona. net/load/knigi_po_fi losofi i/fenomenologija/maron (дата обращения: 28.04.2020).

9. Митчелл У.Дж. Я++: Человек, город, сети [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.litmir.me/br/?b=198385&p=1 (дата обращения: 28.04.2020).

10. Мирзоев Н. Как смотреть на мир [Электронный ресурс]. — URL: https://mybook. ru/author/nikolas-mirzoev/kak-smotret-na-mir/read/ (дата обращения: 28.04.2020).

11. Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета [Электронный ресурс]. — URL: https://rosspen.su/iskusstvo-ekrana-ot-sinematografa-do-interneta/ (дата обращения: 28.04.2020).

12. Элкинс Д. Исследуя визуальный мир [Электронный ресурс]. — URL: https://www. researchgate.net/publication/236201488_Dzejms_Elkins (дата обращения: 28.04.2020).

1. Bezzubova O.V. Visual culture and visual turn in cultural studies of the second half of the XX century. [Electronic resource]. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ vizualnaya-kultura-i-vizualnyy-povorot. (date of access: 28.04.2020).

2. Bal M. Visual essentialism and the object of visual research. [Electronic resource]. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/. (date of access: April 29, 2020).

3. Bourdieu P. Structure. Habit. Practice. [Electronic resource]. — Access mode: http:// www.old.jourssa.rU/1998/2/4bourd.html. (date of access: 28.04.2020).

4. Didi-Hubermann J. What we see and what looks at us. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.studmed.ru/didi-yuberman-zhorzh-to-chto-my-vidim.html. (date of access: 28.04.2020).

5. Simmel G. Big cities and spiritual life. [Electronic resource]. — Access mode: http:// magazines.russ.rU/logos/2002/3/zim.html. (date of access: 27.04.2020).

6. Koneva A. Century XXI: global world and culture of diff erence. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.spbric.org/PDF/kon08.pdf.

7. Kolodiy V.V. Visuality as a phenomenon and its infl uence on social cognition and social practices. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.dissercat.com/content/ vizualnost-kak-fenomen-i-ee-vliyanie-na-sotsialnoe-poznanie-i-sotsialnye-praktiki. (date of access: 27.04.2020).

8. Marion J.-L. The Crosshairs of the Visible. [Electronic resource]. — Access mode: https:// platona.net/load/knigi_po_fi losofi i/fenomenologija/maron. (date of access: 27.04.2020).

9. Mitchell W.J. Me++: Man, city, networks. [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.litmir.me/br/?b=198385&p=1. (date of access: April 29, 2020).

10. Mirzoev N. Kalook at the world. [Electronic resource]. — Access mode: https://mybook. ru/author/nikolas-mirzoev/kak-smotret-na-mir/read/.

11. Razlogov K.E. Screen art: from cinematography to the Internet. [Electronic resource]. — Access mode: https://rosspen.su/iskusstvo-ekrana-ot-sinematografa-do-interneta/. (date of access: 04/29/2020).

12. Elkins D. Exploring the Visual World. [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.researchgate.net/publication/236201488_Dzejms_Elkins. (date of access: 04/29/2020).

Статья поступила 20.10.2020

Внимание к междисциплинарному подходу в исследовании некоторых объектов научного знания возникает во второй половине XX в., когда в условиях усугубляющегося в своей сложности мира самостоятельное развитие традиционно сформированных научных дисциплин оказывается недостаточным для развития науки. Совершается перемена научных парадигм, развитие новой гносеологической модели. В это время формируются дисциплины, в основании которых находится установка на междисциплинарность и на восприятие сложности предмета исследования. Среди таких дисциплин — визуальные исследования.

Визуальные исследования как специфическое научное направление оформились в 1990-е гг. в зарубежной гуманитаристике. Среди представителей данного направления можно назвать Т. Митчелла [9] и Н. Мирзоева, комплексно изучающих визуальную культуру [10].

К предшественникам визуальных исследований относят культуральные исследования, культурную историю, социальную историю и социологию искусства. Между тем визуальные исследования обладают многими чертами сходства с тем научным направлением, которое получило название «культурология».

Главным для оформления визуальных исследований считается появление во второй половине XX в. новых форм искусства и разрушение границ между искусством и не искусством. В структуре координат классического искусствоведения и эстетики не обнаружилось исследовательского аппарата новых форм искусства — «новая вещность» современного искусства (например, био-арт) востребовала иного языка описания. Очевидно, что анализировать проблему «новой вещности» взгляда, искусства, структуру и семантику зрительного образа с прежних позиций недостаточно.

Значение визуального для понимания специфики современной культуры трудно переоценить. Возрастает спектр визуальных образов, смещается баланс от динамических образов к интерактивным, имеющим опосредованные связи с реальностью. Процессы всеохватывающей визуализации постепенно внедряют в область повседневного зрительного опыта ускользающие из поля зрения явления и объекты. Думается, визуальные исследования актуальны в рамках теоретических задач культурологии, в том числе для дальнейшего развития деятельностной концепции культуры.

Для Цитирования:
Цыплякова Дарья Ивановна, Визуальные исследования в предметном поле современной культурологии. Вопросы культурологии. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: