Внедрение сберегающих технологий ориентирует на постоянное обнаружение и решение проблем. Непрерывное улучшение бизнес-процессов организации и управление качеством позволяют увеличить эффективность производства. Система «Андон» — это визуальный способ уведомить персонал о возникшей в том или ином месте проблеме.
В переводе с японского Андон означает «бумажный фонарь», также называют и магазинные вывески. В древней Японии Андон служил проблесковым огнем маяка (так его называли). Но в настоящее время Андон используется как инструмент визуализации контроля и подачи сигнала в производстве.
Главная задача — это добиться улучшения качества, даже ценой временной приостановки некоторых процессов. Система «Андон» представляет собой разноцветные сигнальные лампы (Андон-светофоры), доску или цифровое табло, которые с помощью определенных сообщений показывают специалистам (операторам и техническим специалистам) место возникновения проблемы и ее характер.
Продемонстрировать работу системы можно на примере заводов концерна «Тойота». Каждый участок производства оборудуется специальным шнуром для подачи сигнала. При возникновении неисправности рабочий дергает за него, и на большом табло загорается желтый цвет, показывающий, что в определенной области обнаружен дефект. На место немедленно выдвигаются специалисты и лидер группы. На экране загорается красный цвет, означающий, что работа на этом участке приостанавливается и ведется устранение проблемы.
Преимущества использования системы «Андон»:
• Обеспечение быстрого реагирования на возникшие проблемы.
• Обнаружение на ранних стадиях позволяет избавиться от повторяющихся затруднений. Внимание концентрируется на наиболее узких местах производства.
• У работников вырабатывается чувство ответственности, благодаря имеющимся полномочиям останавливать процесс до полного решения вопроса.
• Повышается мотивация к улучшению качества, поскольку все сотрудники могут наглядно убедиться в том, что помощь в устранении проблемы на любом участке будет оказана сразу же.