По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323.2

Визуализация современного политического пространства в ситуации изменений социальной реальности

Марат Григорьевич Гогуадзе ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ», Санкт-Петербург, Россия

В современной ситуации изменений социальной реальности многие ее сферы, считавшиеся ранее маргинальными, становятся предметом теоретической рефлексии, актуализирующей проблематику замещения классического рационального метанарратива новыми способами понимания социальных феноменов. В настоящей статье рассматривается данная проблема.

Литература:

1. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616 с.

2. Бахман-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 504 с.

3. Беззубова О. В. Понятие «поворота» в современных исследованиях визуальной культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:www.gramota.net/materials/1/2016/4/2.html (дата обращения: 29.08.2018).

4. Гайденко П. П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 128 с.

5. Зинченко В. Предисловие // Зрительные образы: феноменология и эксперимент: Сборник переводов. — Душанбе: Таджикский государственный университет, 1971. — 263 с.

6. Пржиленский В. И. Дотеоретические искусства, социальные практики и «идеальные типы» философствования // Философские науки. — 2011. — № 11. — С. 18–30.

7. Устинович, Е. С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации [Текст] / Е. С. Устинович // Информационное право. — 2007. — № 3 (10). — С. 12–16.

8. Устинович, Е. С. Государственная политика в сфере информационных технологий [Текст] / Е. С. Устинович. — Курск, Изд-во «VIP», 2011. — 327 с.

9. Шарков Ф. И. Визуализация политического медиапространства // Полис. Политические исследования. — 2016. — № 5. — С. 97–107.

10. Щербинина Н. Г. Визуальный феномен в политической репрезентации // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». — 2012. — № 3 (19). — С. 8–15.

11. Щербинина Н. Г. Визуальный образ и оптический политический режим // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». — 2012. — № 3 (23). — С. 67–72.

12. Bachmann-Medick D. Cultural Turns: Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften. Hamburg: Rowohlt Verlag GmbH, 2011. 432 р.

13. Boehm G. Die Wiederkehr der Bilder // Was ist ein Bild? München: Fink, 1994. 216 s. S. 11–38.

14. Dikovitskaya M. Visual culture: the study of the visual after the cultural turn. MIT Press, 2005. 344 p.

В современной ситуации изменений социальной реальности многие ее сферы, считавшиеся ранее маргинальными, становятся предметом теоретической рефлексии, актуализирующей проблематику замещения классического рационального метанарратива новыми способами понимания социальных феноменов. Это утверждение справедливо в первую очередь по отношению к феномену визуально-образного восприятия реальности, позволяющему существенно изменить представления о многих сферах социального, предлагающему принципиально иную логику по сравнению с той, которая реализовывалась в границах классической рациональности. Данный феномен вызывает всеобщий интерес в исследовательском пространстве — осмысление его сущности и тематизация его языка, рассматриваемого как интегративное формирование в эстетических, психологических, социальных и других аспектах, — проблема, приобретающая метатеоретический характер. В философских, социологических, антропологических, искусствоведческих и других дисциплинарных исследованиях задаются различные горизонты интерпретации визуальных данных, зачастую приводящие в качестве негативного последствия к путанице в методологии и методах исследования, к появлению многочисленных и трудно согласуемых друг с другом определений данного термина и описаний самого феномена. Терминологическая и теоретическая непроясненность теории визуальности обусловлена эвристической полисемантичностью самого понятия и множественными практиками принципиально нового опыта, адекватного состоянию цивилизации конца ХХ — начала ХХI века. Разработка общей парадигмы визуальности осуществляется посредством формирования соответствующего категориального аппарата, адекватного реальным процессам, которые им сигнифицируются.

Фундаментальные лексические нововведения и дефиниции, используемые для обозначения «великой революции изображений» (Д. Бахман-Медик), являются многозначными, находящимися в процессе своего формирования в поле противоположных дисциплинарных определений. Основным понятием в рамках исследований является «визуальный поворот», идейным вдохновителем и предшественником которого считается «иконический поворот», распространенный на всю область исследований визуальных феноменов и подготовивший «почву для более обширного визуального поворота (visual turn), который простирается до таких визуальных практик и средств восприятия, как внимание, воспоминание, зрение, наблюдение, равно как и до культур взгляда» [2, с. 395].

Для Цитирования:
Марат Григорьевич Гогуадзе, Визуализация современного политического пространства в ситуации изменений социальной реальности. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: