По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Виталий Новицкий: «Важно показать преимущества — цена, скорость, качество, эстетика»

Технический основатель и инженерный менеджер международного бренда Glexo, автор инновационных для отрасли разработок и патентов рассказал, как удалить повреждения кузова быстро и без покраски, почему современные технологии сложно приживаются в автоиндустрии и можно ли защитить идею от кражи.

На 30 % вырос средний чек за обслуживание и ремонт автомобилей в России за первый квартал 2024 года — такие данные привела международная сеть автосервисов Fit Service, сравнивая их с прошлогодними показателями. Рост затронул буквально все: от стоимости запчастей до цен на лакокрасочные материалы и сами услуги. Увеличение цен связано не только с колебаниями валютных курсов или изменениями налогового законодательства. Однако, считает основатель международного бренда Glexo, член британского Института автомобильной промышленности и Института инженеров электротехники и электроники, Виталий Новицкий, это лишь начало. По его мнению, более глубинные проблемы и вызовы требуют принципиально нового подхода к развитию отрасли. Виталий — автор трёх инновационных технологий в области беспокрасочного ремонта автомобилей. Его первые две разработки — холодная клеевая система и полимерная защитная УФ-отверждаемая композиция для инструмента — уже успешно используются ремонтными компаниями по всему миру. Glexo сотрудничает с более чем 20 партнёрами на всех континентах, кроме Антарктиды, а продукция бренда используется профессионалами более чем в 50 странах. Третья разработка, использующая импульсные электромагнитные поля для ремонта, пока находится в стадии активной разработки. Мы обсудили с Виталием, как современные технологии влияют на развитие отрасли и на кошелёк автолюбителей, что движет инновации вперёд и как защитить свои идеи в условиях растущей конкуренции.

— Виталий, в 2014 году вы разработали сервис, который автоматизирует оценку оптовой стоимости автозапчастей; в 2017 вывели на рынок холодную клеевую систему, сегодня работаете над использованием в кузовном ремонте электромагнитных полей. Ваша компания Glexo — одна из немногих, кто разрабатывает и методично продвигает инновации в автомобильном мире. Почему единицы компаний и специалистов активно работают над инновационными решениями? Что сдерживает развитие?

— Инновационное лидерство строится на нескольких ключевых принципах. Прежде всего, это формирование корпоративной культуры, где перемены воспринимаются как возможность роста, а не угроза. В таких компаниях сотрудники чувствуют себя свободными предлагать смелые идеи, зная, что даже неудачные эксперименты будут восприняты как ценный опыт.

Неотъемлемой частью инновационного подхода является грамотное управление рисками. Критически важно понимать, что прорывные решения неизбежно связаны с неопределенностью. И именно в умении просчитывать риски и принимать взвешенные решения, балансируя между смелостью и осторожностью, проявляется истинный талант руководителя.

Важно понимать, что инновации — это системный подход к развитию бизнеса. Успешные компании интегрируют инновационную стратегию в общую бизнес-стратегию, создавая механизмы для постоянного поиска и реализации новых идей. Это требует и финансовых вложений, и готовности постоянно адаптироваться к изменениям рынка и технологий.

В конечном итоге, способность к инновациям — ключевое конкурентное преимущество в современном динамичном мире. Компании, овладевшие этим искусством, формируют будущее своих отраслей, создавая новые продукты, услуги и бизнес-модели.

— Технология «холодного клея», разработанная и внедренная вами, стала инновационной для рынка беспокрасочного ремонта, быстро превратившись в стандарт индустрии во всем мире. Какие проблемы отрасли вы стремились решить этой разработкой?

— Разработка технологии «холодного клея» стала ответом на ряд фундаментальных изменений и вызовов, характерных для современной автоиндустрии. В последние годы наблюдается явная тенденция к использованию более тонких металлов в автомобилестроении, обладающих повышенными показателями прочности и жесткости. Эти изменения направлены на снижение веса автомобилей, что, в свою очередь, способствует улучшению топливной эффективности и повышению экологической эффективности транспортных средств. Одновременно с этим эволюционируют и лакокрасочные покрытия: становятся тоньше, пластичнее и экологичнее. Несмотря на очевидные преимущества таких улучшений, они создают определённые сложности при проведении ремонтных работ. Тонкие и пластичные покрытия требуют более деликатных методов ремонта, чтобы избежать их повреждения и сохранить эстетические характеристики автомобиля. Эти изменения в материалах и покрытиях требуют внедрения инновационных подходов к ремонту, способных адаптироваться к новым условиям. Разработка технологии «холодного клея» стала прямым следствием этих факторов. Эта технология позволяет эффективно воздействовать на металл без необходимости доступа изнутри кузова, предоставляя механикам возможность проводить ремонтные работы быстрее и экономичнее, при этом сохраняя высокие стандарты качества. Кроме того, технология «холодного клея» делает процесс ремонта доступнее для потребителей, снижая время и затраты на восстановительные работы. Это повышает общую эффективность ремонтных процессов и улучшает клиентский опыт. Мы стремились создать решение, которое решает текущие проблемы отрасли и закладывает основу для дальнейших инноваций в области беспокрасочного ремонта. И у нас это отлично получилось.

— Как родилась идея полимерной защитной УФ-отверждаемой композиции? И как это работает?

— Идея создания полимерной защитной УФ-отверждаемой композиции Glexo Magic родилась из стремления обеспечить максимальную защиту лакокрасочному покрытия автомобиля при ремонте. Проблема, с которой сталкивались специалисты, заключалась в том, что традиционные методы защиты инструментов нередко приводили к повреждениям лакокрасочного покрытия на деталях авто. Использование комбинации современных полимеров и УФ-технологии стало прорывом в данном направлении. Нанесённая на инструмент жидкая композиция под воздействием ультрафиолетового света моментально твердеет, превращаясь в эластичное, но невероятно прочное покрытие. Этот процесс занимает всего несколько секунд, что значительно ускоряет подготовку инструмента к работе. При этом сам материал обладает долговечностью, термостойкостью и высокой адгезией, что делает его экономически выгодным решением для профессионалов. Сегодня его используют мастера в по всему миру, от США до Европы и Азии.

— Хорошо, вы выпустили на рынок технологию, разработали к ней оборудование, при этом сделали всё понятным, эффективным и доступным. А как быть с авторством? Как автор патентов, поделитесь с нами, как защитить свою идею?

— Разработка инновационных технологий требует внимательного подхода к защите авторских прав, однако не всегда патентование является лучшим решением. Важно понимать, что патент подразумевает раскрытие ключевой информации о продукте. Как результат, если бы мы, к примеру, запатентовали формулу нашего холодного клея, конкуренты смогли бы использовать эти данные, слегка изменив состав. Они легко могли бы повторить основное решение, опираясь на патент. Вместо этого мы предпочли другой путь: оставить состав клея в формате ноухау. Это позволило нам сохранить формулу в секрете, не раскрывая её через патентную документацию. Однако мы приняли стратегическое решение защитить патентами сопутствующие разработки, которые используются вместе с основным продуктом. Так, например, мы запатентовали систему узла крепления насадки и уплотнительный узел, которые обеспечивают эффективность и удобство использования нашего клея. Также были запатентованы насадки особой формы, которые играют ключевую роль в процессе применения технологии. Теоретически, можно работать насадками без этих запатентованных решений, но на практике это чрезвычайно неудобно. И это значительно осложняет жизнь нашим конкурентам.

— Какую роль играет конкуренция на вашем профессиональном поле, и как вы оцените ее уровень?

— Конкуренция играет важнейшую роль в развитии нашего специализированного рынка. Давайте посмотрим на примере нашего «холодного клея». Когда мы вывели на рынок наше первое решение, это открыло новую нишу и, естественно, привлекло внимание множества игроков, от начинающих до более опытных компаний. Появление конкурентов стимулировало рост всего рынка, сделало его более динамичным и помогло нам понять, в каком направлении двигаться для дальнейших инноваций. Это положительное явление, так как конкуренция всегда подталкивает к совершенствованию. За последний год мы смогли серьезно продвинутся в наших исследованиях и разработать клеевой состав следующего поколения, который способен существенно изменить текущие стандарты. Сейчас мы проводим тестирование и готовимся к его выводу на рынок в ближайшее время. Однако, как ни парадоксально, основное препятствие на пути внедрения инноваций — это не конкуренция, а сопротивление со стороны технических специалистов, которые, опираясь на свой многолетний опыт, часто с осторожностью относятся к инновациям. То есть сначала мы боролись с консерватизмом потребителя, чтобы доказать преимущества технологии холодного клея, сейчас будем бороться с тем, чтобы доказать профессионалам преимущества нового состава. В любом случае наша стратегия заключается в демонстрации объективных преимуществ наших решений: будь то более конкурентная цена, повышенная скорость работы, лучшее качество или эстетические аспекты.

— Как эксперт в сфере беспокрасочного ремонта и в целом автоиндустрии, оцените горизонт и направление инноваций на ближайшие пять лет. Каков вектор развития?

— В ближайшие несколько лет инновации в сфере беспокрасочного ремонта и автомобильной индустрии, конечно, будут двигаться в сторону все более активной цифровизации и внедрения разработок на базе передовых физических принципов. Одно из ключевых направлений — это использование ИИ для диагностики повреждений. Внедрение таких решений позволяет существенно ускорить процесс оценки состояния автомобиля, делая его более точным и беспристрастным. Это значительно сокращает время, затрачиваемое на оценку стоимости ремонта, и улучшает точность расчетов, что способствует повышению доверия между клиентом и сервисом. И здесь мы тоже на переднем крае с нашей опытной системой автоматизированной детекции и оценки повреждений, на которую также был получен патент. Другим перспективным направлением остаётся использование электромагнитных полей для удаления повреждений. Технология, основанная на индукционном нагреве металла, существует уже около десяти лет и активно применяется в ряде решений. Однако наша команда разрабатывает новое поколение систем на базе импульсных электромагнитных полей, которые позволяют работать с материалами на принципиально новых физических принципах. Я уверен, что внедрение таких технологий откроет новые возможности для эффективного быстрого ремонта и для развития автоиндустрии в целом. Именно такие инновации будут задавать вектор развития отрасли, и мы готовы стать лидерами этого процесса.

Александр Сенин

Дата публикации: 28.09.2024