По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Виртуальная выставка «Земля, вода, огонь — симфония стихий: гончарное дело и художественная керамика»

Специалисты ГБУК ИОДНТ выложили в Facebook новую виртуальную выставку «Земля, вода, огонь — симфония стихий: гончарное дело и художественная керамика» из цикла областных тематических выставок декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены избранные работы мастеров-керамистов г. Иркутска, Усть-Илимска, Тулунского и Куйтунского районов Иркутской области. Среди экспонатов — декоративная домашняя утварь: кувшины, квасники, ковши, братины, елейники, выполненные в техниках, известных с XVI века, а также глиняные игрушки, связанные с традиционными праздниками народного календаря, и керамика малых форм, отличающаяся сибирским колоритом. Экспозицию дополняют произведения в современной стилистике, но изготовленные по старинной японской технологии обжига — раку.

Гончарное дело в Сибири имеет давнюю историю. На начальных этапах освоения Сибири русские переселенцы нередко самостоятельно обеспечивали себя предметами первой необходимости, в том числе и простой, незатейливой керамикой. В XVIII веке с ростом населения и, следовательно, его потребностей, а главное — с разведыванием локальных месторождений глины гончарное ремесло в Сибири начинает развиваться все более и более активно.

В Иркутской губернии лучшая глина была в Оекской и Бельской волостях, а бедная кирпичная глина — почти повсюду, в том числе и близ Иркутска, по берегам Ушаковки. В XIX — начале XX века здесь развивались все формы ремесленного гончарного производства: для домашних нужд, на заказ, для вывоза на продажу. Однако с середины XIX века мелкотоварное мануфактурное производство начинает замещаться фабричным. Фарфоровая и фаянсовая посуда получает массовое распространение среди всех слоев населения. Частное гончарное ремесло перестает активно развиваться и к началу XX века остается больше по обычаю, чем по реальной потребности. Тем не менее, современные мастера-керамисты стараются сохранять и поддерживать традиции сибирского гончарства. В связи с тем, что русское население Сибири — переселенческое, в формах и декоре сибирской керамики просматриваются мотивы Русского Севера, центральной и южной России. Все это разнообразие нашло отражение в выставке.

Среди представленных на выставке экспонатов следует отметить работы М.А. и А.А. Федоровых. Они оба опытные керамисты, народные мастера Иркутской области, работают в Центре ремесел села Гуран Тулунского района. Среди их работ особо выделяется квасник — сосуд для подачи на стол квасных напитков. Традиционная форма, известная с XVIII века, предполагает круглую полость в центре сосуда, в которую помещался лед, охлаждавший содержимое. Из-за их сложной формы умение создавать квасники всегда считалось признаком высокого мастерства. Также Федоровы активно экспериментируют с братинами — традиционными сосудами для подачи на стол и питья алкогольных напитков, бытовавшими на Руси в XVI–XIX веках. Создают они и кувшины, многие из которых дополняются декором в виде керамических медальонов на джутовых нитях, имитирующих старинные подвесные печати. Роспись по красной глине включает стилизованные растительные мотивы, а темный рельеф поверхности горшков и кувшинов достигается за счет особой обработки при обжиге. Фигурные композиции Федоровых представляют сценки из народной жизни.

Для Цитирования:
Виртуальная выставка «Земля, вода, огонь — симфония стихий: гончарное дело и художественная керамика». Дом культуры. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: