По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Виртуальная реальность как конкурентное преимущество реального бизнеса

Каролина Подплетько компания Modumlab

Представляем опыт использования технологий VR/AR в программах корпоративного обучения сотрудников компанией BIOCAD Одной из первых корпораций на российском рынке, приступившей к применению виртуальной и дополненной реальности, стала биотехнологическая компания BIOCAD. Почему корпорация сделала ставку на виртуальную реальность, какие цели при этом ставились и каких результатов удалось достичь за два года благодаря использованию технологий VR/AR в корпоративном обучении? Об этом рассказывают Мария Севастьянова, руководитель направления электронного обучения в компании BIOCAD и Дмитрий Кириллов, президент технологичной образовательной VR/AR-компании ModumLab.

VR-тренажер для отработки действий по обслуживанию биоректора

В 2017 г. в ходе программы корпоративного обучения сотрудники компании BIOCAD впервые надели очки виртуальной реальности. Сегодня VR/AR-технологии помогают персоналу компании научиться работать со сложным оборудованием в лабораториях и на производстве, моделировать опасные ситуации, изучать регламент и правила работы в ходе виртуальных экскурсий и даже овладевать навыками ораторского мастерства.

VR-экскурсии и обучение регламенту работы с оборудованием

Технологии виртуальной реальности позволяют вывести корпоративное обучение на принципиально новый уровень и без лишних временных затрат перейти от теории к практике. Причем дорогостоящие инновации при грамотном внедрении не только окупаются, но и позволяют предприятию сэкономить: вложенные средства могут работать на компанию долгие годы.

Говоря о преимуществах VR-формата корпоративного обучения, специалисты обычно выделяют главное: реалистичность, погружение в искусственно созданную ситуацию, возможность проделать даже очень сложную работу своими руками, а также — лучшая, по сравнению с традиционными методами обучения, запоминаемость нового материала.

Технологии дополненной реальности способны реалистично дополнить окружающее пространство любыми деталями или формами. AR-формат позволяет рассмотреть сложное оборудование, взаимодействовать с ним в дополненном слое и даже дает возможность выводить на экран гаджета всевозможные подсказки и советы в режиме реального времени.

Использование VR/AR-технологии для обучения персонала работе со сложным оборудованием

Например, за счет дополнения пространства виртуальным слоем сотрудники предприятий могут при помощи приложения и смартфона ускорить сборку или ремонт оборудования, изучать сложные процессы и регламенты, действующие в компании, прокладывать маршруты. Взаимодействие с оборудованием или техникой с применением AR-технологий напоминает сборку конструктора, когда от сотрудника требуется взять необходимый инструмент, соединить детали и, согласно подсказкам, появляющимся на дисплее устройства, поместить детали в нужное место.

Технологии дополненной реальности способны реалистично дополнить окружающее пространство любыми деталями или формами. AR-формат позволяет рассмотреть сложное оборудование, взаимодействовать с ним в дополненном слое и даже дает возможность выводить на экран гаджета всевозможные подсказки и советы в режиме реального времени.

Внедрение VR-технологий направлено также и на решение других прикладных задач, например на тренировку персонала: это может быть работа со сложным оборудованием, отработка действий во время нештатных ситуаций или развитие коммуникативных навыков.

VR-тренажер для отработки действий по заправке мешка биоректора.

В 2017 г. компания BIOCAD столкнулась с рядом задач, связанных с необходимостью масштабирования, повышения эффективности корпоративного обучения и экономии средств. Именно тогда на предприятии впервые внедрили VR-симуляцию для обучения новых сотрудников регламенту по уборке стерильных лабораторий.

«VR для нас — инструмент, который можно использовать для разных целей. Эффективность обучения зависит от качества проработки материала и анализа реальных потребностей сотрудников. Инструменты важны, но они играют не первостепенную роль. При проектировании образовательных программ мы ориентируемся на поставленные цели, а потом определяем необходимые инструменты. Как правило, это микс технологий и подходов — так называемый blended learning», — говорит Мария Севастьянова, руководитель направления электронного обучения в компании BIOCAD.

Позднее у компании появилась новая задача — обучить несколько сотен стажеров и новичков работе на дорогостоящем и опасном оборудовании. Это надо было сделать таким образом, чтобы не допустить выхода из строя машин, не травмировать неопытных сотрудников и не отвлекать от основной работы действующий персонал. Выход был найден — использовать для обучения VR-тренажеры.

VR-симуляция для обучения сотрудников регламенту по уборке стерильных лабораторий

«Еще одно преимущество VR-обучения — это простота масштабирования. С помощью всего нескольких шлемов виртуальной реальности можно за довольно короткий промежуток времени обучить несколько сотен человек. При этом сотрудники или стажеры могут обучаться в удобное для них время, без отвлечения от основной работы», — говорит Дмитрий Кириллов, президент VR/ARкомпании ModumLab.

При сотрудничестве VR-разработчиков и специалистов BIOCAD был создан тренажер для отработки действий по заправке мешка биоректора. В VR-очках сотрудник компании может увидеть точную копию оборудования, взаимодействовать с предметами и даже сталкивается с необходимостью применять физические усилия тогда, когда это необходимо в реальной жизни. Данные о прохождении автоматически анализируются и отображаются на панели администратора.

Технологии виртуальной реальности позволяют вывести корпоративное обучение на принципиально новый уровень и без лишних временных затрат перейти от теории к практике. Причем дорогостоящие инновации при грамотном внедрении не только окупаются, но и позволяют предприятию сэкономить.

«Сотрудник надевает очки и видит перед собой реальную производственную площадку. Мы также использовали этот тренажер при наборе кандидатов для стажировки на производстве. VR позволил нам не только проводить собеседования, но и посмотреть на студента в деле и понять, как он будет справляться с задачей в реальных условиях работы. К тому же, до внедрения VR стажеры могли быть допущены к основным операциям только через три месяца работы и практики. Сейчас обучение занимает около трех недель и не требует такой вовлеченности наставников», — отмечает Мария Севастьянова.

Внедряя инновации в бизнес-процессы, компаниям важно понимать, что ни одна технологичная новинка не будет работать сама по себе. Важен комплексный подход и совмещение уже существующих форматов с новыми методами.

К преимуществам VR-формата корпоративного обучения специалисты относят в первую очередь реалистичность, погружение в искусственно созданную ситуацию, возможность проделать даже очень сложную работу своими руками, а также — лучшую, по сравнению с традиционными методами обучения, запоминаемость нового материала.

«Часто VR служит вспомогательным инструментом и не во всех случаях может заменить традиционный тренинг. Например, у нас есть VRтренажер для овладения навыками публичных выступлений. В ходе обучения оценивается речь спикера, качество и чистота речи, поддержание визуального контакта с аудиторией, наличие слов-паразитов. Это — отличный инструмент для самодиагностики и подготовки к выступлению. Но мы планируем использовать его в сочетании с очным тренингом, так как считаем, что одно из ключевых умений в ораторском искусстве — взаимодействие с аудиторией, постоянная обратная связь, получаемая от преподавателя», — добавляет Мария Севастьянова.

Компания BIOCAD использует VRтехнологию также и для проведения виртуальных экскурсий. Как и в случае с биореактором, применение данной технологии позволяет проводить обучение, не отвлекая наставников от основной работы. Также отпадает необходимость останавливать при этом сложные производственные процессы.

«VR — это всегда захватывающее и запоминающееся впечатление. А благодаря вовлеченности и возможности попрактиковаться процесс усвоения новой информации в таком формате происходит гораздо быстрее, чем при стандартных методах обучения», — отмечает Дмитрий Кириллов.

Виртуальная прогулка ни в чем не будет уступать реальной экскурсии. А главное — она будет полностью безопасной и недорогой для компании.

Дополненная реальность для работы с оборудованием и обучения

Технологии дополненной реальности способны реалистично дополнить окружающее пространство любыми деталями или формами. AR-формат позволяет рассмотреть сложное оборудование, взаимодействовать с ним в дополненном слое и даже дает возможность выводить на экран гаджета всевозможные подсказки и советы в режиме реального времени. Применение этого метода позволяет ускорить производственный процесс, помогает сотрудникам при осуществлении ремонта оборудования и позволяет знакомить новичков с устройством производственных машин.

Кстати, впервые прототип современной AR-технологии еще в 1999 г. начала использовать корпорация BOEING для оказания помощи своим сотрудникам при сборке комплектующих и монтаже электронного оборудования самолета. На небольшом экране, закрепленном у головы, сотрудник компании мог увидеть подсказки и правильные схемы сборки сложных электронных компонентов.

VR-тренажер для отработки действий по уборке стерильной лаборатории

Сотрудники компании BIOCAD с использованием объемного изображения в AR-приложении могут изучать устройство сложного агрегата — лиофильной сушилки. При помощи мобильного устройства даже в полевых условиях можно получить полное и точное представление о габаритах и устройстве оборудования, рассмотреть его важные детали и узлы.

По мнению специалистов компании BIOCAD, использование методов AR и иммерсивного обучения имеет большие перспективы, поскольку главная задача таких технологий — воспроизведение реальных условий работы. Ведь если сотрудник вскоре приступит к работе на производстве, то и обучать его необходимо в условиях, максимально приближенных к производственным. При этом обучение в реальных условиях обходится дорого и зачастую это бывает нецелесообразно, и в таком случае именно AR- и VR-технологии выступают отличной альтернативой.

За счет дополнения пространства виртуальным слоем сотрудники предприятий могут при помощи приложения и смартфона ускорить сборку или ремонт оборудования, изучать сложные процессы и регламенты, действующие в компании, прокладывать маршруты.

«Такие технологии стоят недешево. В то же время если подсчитать, сколько стоило бы обучение с задействованием производственных мощностей и человеческих ресурсов, то окажется, что в нашем случае такие затраты на инновации оправданы и даже выгодны для компании», — говорит Мария Севастьянова.

Промышленность в России пока остается достаточно консервативной отраслью, и опасения перед нововведениями могут присутствовать как у руководителей компаний, так и у рядовых сотрудников. И это нормально, ведь до недавнего времени сотрудники получали новую информацию во время традиционных занятий или тренингов. Часто причиной отказа от использования виртуальной реальности в обучении является опасение того, что адаптация сотрудников к новой технологии будет происходить медленно. На практике, однако, компании редко сталкиваются с неприятием VR/AR-методов в обучении. При этом, по словам представителей BIOCAD, «вау-эффект» может принести и определенную пользу.

Преимущество VR-обучения — это простота масштабирования. С помощью всего нескольких шлемов виртуальной реальности можно за довольно короткий промежуток времени обучить несколько сотен человек. При этом сотрудники или стажеры могут обучаться в удобное для них время, без отвлечения от основной работы.

«AR- и VR-технологии по-прежнему вызывают у сотрудников «вау-эффект» и могут восприниматься ими как развлечение. И в целом это неплохо для популяризации и распространения этих методов, — отмечает Мария Севастьянова. — Мы всегда проводим обучение сотрудников перед стартом программы, чтобы у них не было опасений и не возникало барьеров. Кому-то привычно учиться в такой среде, для кого-то взаимодействие с новыми технологиями дается сложно, требуется больше времени. Но в целом, отношение к таким проектам в компании положительное, VR пользуется интересом».

Что же дальше?

Цифровизация российской экономики, начавшаяся с потребительских сервисов, получает все более широкое распространение в промышленности — прежде всего в отраслях с традиционно высоким уровнем автоматизации. Виртуальная и дополненная реальность еще в 2017 г. вошла в перечень основных цифровых технологий, включенных в Программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Однако еще два года назад поэкспериментировать с внедрением цифровых проектов в России могли позволить себе только довольно крупные компании, как правило, в рамках запуска пилотных проектов. С тех пор VR/AR технологии были внедрены уже на сотнях крупнейших отечественных компаний, а интерес у B2Bсегмента к таким технологиям значительно вырос. В прошлом году в России была написана первая дорожная карта по внедрению VR/AR. Согласно отчету компании KPMG проекты с применением VR/AR-технологий использует уже каждая четвертая из числа крупнейших отечественных корпораций. С развитием новых технологий, их успешным внедрением, а также появлением большого числа исследований, посвященных эффективности этих технологий, бизнес стал проявлять к ним возросший интерес. А некоторые компании перешли к полноценному масштабированию технологичных проектов, в том числе — Газпром-нефть, BIOCAD, X5.

В 2020 г. компания BIOCAD также планирует запустить новый учебный VR-курс по охране труда и пожарной безопасности. Курс позволит проводить инструктаж сотрудников, воссоздавать условия чрезвычайной ситуации и тестировать полученные знания.

Ак тивно развиваются и сами VR/AR-технологии: они становятся доступнее, выгоднее, понятнее и еще в большей степени ориентированными на практические нужды потребителей. В России сегодня действуют сотни VR/AR-компаний, наличие которых создает здоровую конкуренцию на рынке, а также помогает развивать данную технологию. В ближайшие годы эксперты ожидают заметный рост интереса к таким технологиям со стороны промышленности, ведь в современных условиях цифровизация становится для предприятий серьезным конкурентным преимуществом и важнейшим условием успешного развития.

Язык статьи:
Действия с выбранными: