В собрании приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, помощник Президента РФ по науке и образованию Андрей Фурсенко, президент РАН Геннадий Красников, руководитель ФМБА России член-корреспондент РАН Вероника Скворцова, генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов, председатель комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, члены академии и другие.
В начале своего выступления Виктор Садовничий отметил, что в августе 2023 года около 60% российских предприятий заявили о нехватке квалифицированных кадров. Также в России сокращается количество исследователей, занятых в НИОКР. При этом затраты на научные исследования в стране растут, но их объема, по словам ректора МГУ, по-прежнему недостаточно. Еще одна проблема состоит в том, что сегодня требуется иное качество рабочей силы, повышаются требования к компетенциям и творческим способностям работников, особенно с инженерно-техническими и естественно-математическими специальностями.
Президент РСР напомнил, что Правительством РФ утверждена концепция технологического развития страны до 2030 года. При этом в текущих условиях особая ответственность ложится на высшую школу. В этой связи Виктор Садовничий отметил важную роль Российского Союза ректоров, который объединяет руководителей более 600 высших учебных заведений страны и является авторитетной общественной организацией и центром экспертизы важных решений в области государственной научно-образовательной политики.
Ректор МГУ также рассказал, что в 2022 году российские вузы выпустили 36 тыс. человек с математическим и естественно-научным образованием, еще столько же — в области информатики и вычислительной техники. В то же время было выпущено 160 тыс. экономистов и управленцев и 89 тыс. юристов. По словам Виктора Садовничего, такое соотношение вряд ли можно признать оптимальным. Он также рассказал об изменениях, которые произошли в структуре подготовки кадров при переходе на двухуровневую Болонскую систему образования. Сегодня структура подготовки кадров — это 80% бакалавриата и 20% специалитета, тогда как ранее это соотношение было обратным. Такие изменения, по мнению ректора МГУ, негативно сказались на фундаментальности образования.