— Виктор Анатольевич, сегодня ведется активное обсуждение предстоящих реформ в системе высшего образования. Какому аспекту, на ваш взгляд, стоит уделить особое внимание в этом обсуждении? Что важно не потерять при переходе на новую модель образования?
— При внедрении изменений в первую очередь важно понять запрос работодателей. При проектировании образовательных программ мы обязаны понимать, какого именно выпускника мы готовим, и вместе с работодателем определять требования к уровню сложности, наукоемкости и ответственности — это три важных обстоятельства, предложенных в качестве критериев федеральным министерством труда. Если исходить из этого, то инженера, который будет занят эксплуатацией машин, оборудования или технических объектов, будет достаточно готовить за четыре года. А тому, кто будет вовлечен в исследования — инженеру-проектировщику, конструктору или технологу — потребуется пять-шесть лет для получения базового высшего образования, а затем от года до трех — для специализированного.
Замечу, что у нас не так много времени: с 2025 года запланирован массовый переход на новую систему высшего образования, более ориентированную на национальные интересы России. Уверен, что в процессы преобразования высшей школы должны быть вовлечены объединения работодателей, призванные определить критерии, которым на выходе из вузов обязан соответствовать выпускник. Поэтому, конечно же, программы будут разными, как и требования к студентам.
— А какие приоритеты международного сотрудничества в текущих условиях вы бы выделили?
— Стоит отметить, что соответствие новой системы высшего образования национальным интересам, о котором мы говорили выше, не означает замыкания в границах: в России учатся порядка 360 тыс. иностранцев, и мы продолжим привлекать больше зарубежных абитуриентов, для которых российское образование остается привлекательным. Неслучайно год от года увеличивается количество квот Россотрудничества на получение бесплатного образования в наших вузах — уже сегодня эта цифра приближается к 30 тыс.