Термин «карьера» происходит от латинского carrus («телега, повозка») и итальянского carriera («бег, жизненный путь, поприще»). Наиболее распространенное определение карьеры — продвижение вперед в определенной сфере деятельности, например, получение бóльших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Под словосочетанием «сделать карьеру» понимается также достижение престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. Однако «делать карьеру» не всегда означает постоянное восхождение по служебной лестнице — часто, достигнув определенных высот, человек рискует стремительно «скатиться» вниз и потерять все, чего добивался долгое время.
Есть люди, изначально не настроенные на карьерный рост в организации и достижение высоких результатов своей профессиональной деятельности. Они всегда предпочитают работать под чьим-то руководством и выполнять только поставленные задачи — то есть менеджеры среднего звена, которые никогда не стремятся стать руководителями. Но есть амбициозный, целеустремленный и трудолюбивый человек, который готов работать, учиться и развиваться для обеспечения карьерного роста в компании и повышения своего финансового положения.
Как любая организационная структура компании содержит вертикальные и горизонтальные линии, по которым и осуществляются основные взаимодействия — движение приказов, распределение ответственности, схема подчинения, так и есть два основных вида карьерного роста: вертикальный и горизонтальный. Рассмотрим подробнее каждый вид.
Вертикальная карьера — это постепенное движение вверх по структурным ступеням иерархии в своей компании, организации. Вертикальное движение происходит от низших должностей до руководящих постов в своем или аналогичном подразделении с соответствующим повышением зарплаты и уровня ответственности. Это классический случай развития — от курьера до директора.
Карьерный взлет наиболее заметен именно в случае вертикального роста, поэтому понятие карьеры чаще всего связывают именно с ним. Строить такую карьеру не обязательно в одной компании, но всегда в одной области. Иногда повышение позиций требует освоения новых навыков и областей, при этом основное направление сохраняется. Например, в туристическом бизнесе классическая вертикальная карьера выглядит так: курьер одного из офисов, помощник менеджера по работе с клиентами, менеджер по работе с клиентами, старший менеджер, директор офиса и т. д.