По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4.015

Виброзащита подвижного состава и экипажа на основе механических устройств со знакопеременной упругостью

Ю. Ф. Савельев канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Начертательная геометрия и инженерная графика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
В. Я. Шевченко канд. техн. наук, доцент кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
Н. Ю. Симак канд. техн. наук, доцент кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

В работе представлены результаты исследований состояния современного и типового рессорного подвешивания железнодорожных экипажей. На основании опыта эксплуатации отечественного и зарубежного подвижного состава сделан вывод о необходимости модернизации его рессорного подвешивания в современных условиях. Представлены новые принципиальные конструктивные схемы виброзащитных устройств для различных типов подвижного состава.

Литература:

1. Пат. 2270118 С2 РФ, В61F 5/06. Устройство для уменьшения колебаний грузового вагона / И. И. Галиев, Ю. Ф. Савельев, В. А. Нехаев, В. Я. Шевченко, Н. Ю. Симак. Опубл. 20.02.2006. Бюл. № 5.

2. Пат. 2408473 С1 РФ, МПК В60F 5/02. Устройство для уменьшения колебаний пассажирского вагона / И. И. Галиев, Ю. Ф. Савельев, В. Я. Шевченко, Н. Ю. Симак, А. А. Горохов. Опубл. 10.01.2011. Бюл. № 1.

3. Пат. 2559397 С2 РФ, МПК В61F 5/02. Устройство для уменьшения колебаний пассажирского вагона / Ю. Ф. Савельев, В. Я. Шевченко, Н. Ю. Симак, А. И. Кожахметов. Опубл. 20.06.2015. Бюл. № 22.

4. Баранова В. М. Воздействие вибрации и шума на общую заболеваемость / В. М. Баранова, В. Ф. Смирнов // Влияние вибраций на организм человека и проблемы виброзащиты. – М.: Наука, 1982. – С. 20.

5. А. С. 1043048 А, В60N 1/02. Подвеска сиденья транспортного средства / М. П. Пахомов, А. Л. Осиновский, Ю. Ф. Савельев, Н. К. Петров, В. Я. Шевченко. Опубл. 23.09.1983. Бюл. № 35.

6. Пат. 2224668. Подвеска сиденья транспортного средства / И. И. Галиев, Ю. Ф. Савельев, В. А. Нехаев, Н. Ю. Симак. Опубл. 27.02.04. Бюл. № 6.

Анализ плановых ремонтных работ подвижного состава на сетях страны показывает, что современное рессорное подвешивание не обеспечивает необходимого уровня виброзащиты, что ведет к значительным материальным затратам.

Причины неэффективности типового рессорного подвешивания известны. Главная – из них невозможно создать достаточно «мягкое» подвешивание вследствие его габаритных ограничений. Проблему не решает двухъярусное и даже трехъярусное подвешивание.

В современных условиях к подвешиванию предъявляются следующие основные требования: оно должно иметь почти нулевую жесткость в зоне рабочих прогибов с плавным возрастанием жесткости при увеличении прогибов; должно быть компактным, надежным и долговечным в различных условиях эксплуатации; должно иметь низкую себестоимость.

Традиционное подвешивание не может обеспечить выполнения этих требований, поэтому в современных условиях идет интенсивный поиск новых систем и принципов эффективной виброзащиты не только подвижного состава, но и других опасных с точки зрения вибрации объектов. Радикальным средством здесь является система активной виброзащиты. Структура активной виброзащиты имеет следящий, управляющий и силовой механизмы. Основными недостатками такой системы являются:

– затруднения, связанные с реализацией условий быстродействия на изменяющиеся процессы воздействия со стороны пути;

– сложность конструкции и недостаточная надежность в особых режимах работы подвижного состава;

– высокая стоимость.

Из-за названных недостатков в ближайшей перспективе такая система виброзащиты не получит широкого распространения на подвижном составе.

Промежуточное положение между активной и пассивной виброзащитой занимает подвешивание с установкой дополнительных упругих механических устройств, работающих на принципе «перескока» (систем со знакопеременной упругостью).

Подвешивание с «перескоком» состоит из двух устройств: основного и дополнительного. Основное – это типовая подвеска в виде пружин, листовых, торсионных, резиновых или пневматических рессор, дополнительное – упругая механическая система с «перескоком», установленная параллельно основному и совмещающая следящий и силовой механизмы. Дополнительный элемент состоит из обычных пружин, рессор, торсионов и т. д. Дополнительное устройство включено параллельно основному и компенсирует внешнее воздействие на защищаемый объект.

Для Цитирования:
Ю. Ф. Савельев, В. Я. Шевченко, Н. Ю. Симак, Виброзащита подвижного состава и экипажа на основе механических устройств со знакопеременной упругостью. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: