По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.073.5

Весовой контроль грузовых транспортных средств

Н. А. Атрохов канд. техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация, E-mail: nikoatr@mail.ru

В статье рассматривается проблема неполного использования грузоподъемности транспортных средств из-за нормативно установленных ограничений по допустимой массе транспортного средства и допустимой нагрузке на ось транспортного средства, анализируются условия при которых транспортное средство переходит в разряд тяжеловесных, а на их владельцев могут налагаться штрафы за нарушение действующего законодательства в области весового контроля транспортных средств.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=ahl 7xQ&base=LAW&n=436797&dst=100013&field=134#9N7jc6Un8CV0BjPA.

2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2023 № 2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=home&rnd=ahl7xQ.

3. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024). URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=home&rnd=ljiNNg.

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024). URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req.

5. Исаев И.А. Разработка автоматизированной системы массогабаритного контроля большегрузных автомобильных транспортных средств / И.А. Исаев. — Текст: непосредственный // Современные тенденции технических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/230/12346/ (дата обращения: 02.04.2024).

6. Кочетков В.А. Проблема и перспектива внедрения системы автоматического весогабаритного контроля // Теория и практика современной науки. — 2019. — № 9(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-i-perspektiva-vnedreniyasistemy-avtomaticheskogo-vesogabaritnogo-kontrolya (дата обращения: 14.01.2024).

7. Смирнова О.Ю., Эртман Ю.А. Цифровые технологии при организации перевозки сверхнормативных грузов автомобильным транспортом // Вестник СибАДИ. 2022 Т.19, №2(84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologiipri-organizatsii-perevozki-sverhnormativnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom (дата обращения: 14.01.2024).

8. Атрохов Н.А. Алгоритм решения задачи перевозок мелких партий грузов с учетом ограничений на движение грузового автомобильного транспорта / Н.А. Атрохов, Л.Н. Андронникова // Автоматизация и управление в технических системах. — 2015. — № 2 (14). — С. 73-82.

9. Атрохов Н.А. Альтернативные технологии перевозок мелких партий грузов / Н.А. Атрохов, Д.Г. Мороз // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2017. — № 4 (51). — С. 92-100.

10. Технические характеристики КАМАZ-65115-А5. URL: https://www.kamaz174. ru/upload/iblock/04d/04d36401c12e62700f3ee70b67dd4aa3.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

Организация и выполнение перевозок грузов автотранспортными средствами регулируются рядом нормативно-правовых актов (далее — НПА) и, прежде всего, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом [1].

Производительность грузового автомобиля в тоннах зависит от ряда факторов, характеризующих внешнюю по отношению к нему среду, в том числе, влияющих на фактическое количество перевозимого груза при выполнении каждой ездки. Эффективность использования грузоподъемности транспортного средства оценивается коэффициентом использования грузоподъемности, определяемым как отношение фактического количества перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства. Фактическое количество перевозимого груза может быть ограничено естественным образом в соответствии с его параметрами, свойствами, способом упаковки и укрупнения грузового места или искусственным образом в соответствии с требованиями нормативноправовых актов в сфере транспорта.

В данной статье рассмотрим влияние нормативных значений параметров весового контроля грузовых транспортных средств на величину их коэффициента использования грузоподъемности.

Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению производительности грузовых транспортных средств за счет более полного использования их грузоподъемности.

К нормативным параметрам весового контроля относятся допустимая масса транспортного средства и допустимая нагрузка на ось транспортного средства, значения которых изложены в приложениях 2 и 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом и продублированы в приложениях 3 и 2 к Правилам движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства [2], вступившим в действие с 01.03.2024.

Если фактическая масса транспортного средства с грузом или без груза и (или) фактическая нагрузка на ось превышают установленные допустимые, указанные в названных правилах, для соответствующего транспортного средства (тип или комбинация транспортного средства, количество и расположение осей), то такое транспортное средство относится к тяжеловесным.

Для Цитирования:
Н. А. Атрохов, Весовой контроль грузовых транспортных средств. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: