Организация и выполнение перевозок грузов автотранспортными средствами регулируются рядом нормативно-правовых актов (далее — НПА) и, прежде всего, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом [1].
Производительность грузового автомобиля в тоннах зависит от ряда факторов, характеризующих внешнюю по отношению к нему среду, в том числе, влияющих на фактическое количество перевозимого груза при выполнении каждой ездки. Эффективность использования грузоподъемности транспортного средства оценивается коэффициентом использования грузоподъемности, определяемым как отношение фактического количества перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства. Фактическое количество перевозимого груза может быть ограничено естественным образом в соответствии с его параметрами, свойствами, способом упаковки и укрупнения грузового места или искусственным образом в соответствии с требованиями нормативноправовых актов в сфере транспорта.
В данной статье рассмотрим влияние нормативных значений параметров весового контроля грузовых транспортных средств на величину их коэффициента использования грузоподъемности.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению производительности грузовых транспортных средств за счет более полного использования их грузоподъемности.
К нормативным параметрам весового контроля относятся допустимая масса транспортного средства и допустимая нагрузка на ось транспортного средства, значения которых изложены в приложениях 2 и 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом и продублированы в приложениях 3 и 2 к Правилам движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства [2], вступившим в действие с 01.03.2024.
Если фактическая масса транспортного средства с грузом или без груза и (или) фактическая нагрузка на ось превышают установленные допустимые, указанные в названных правилах, для соответствующего транспортного средства (тип или комбинация транспортного средства, количество и расположение осей), то такое транспортное средство относится к тяжеловесным.