По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея с 11 июня по 11 сентября 2022 года проводит выставочный проект, представляющий важнейшие страницы истории русского искусства 1960-х — начала 2000-х годов: от абстракций и кинетических опытов, наследующих открытиям русского авангарда, разработок нового языка для отражения реальности и картин-объектов основоположников московского концептуализма до масштабных проектов и инсталляций современных художников.

Сохранение произведений того искусства, которое в советское время пребывало в подполье и имело статус неофициального, объявление достойными музеефикации художественных экспериментов современных авторов созвучны традиции, заложенной П.М. Третьяковым. Произведения, которым основатель Третьяковской галереи отдавал предпочтение, в глазах многих его современников были так же далеки от «настоящего», «прекрасного» искусства, как веком позже для официального искусствознания — работы мастеров советского андеграунда. Благодаря смелости, открытости новым веяниям и умению разглядеть шедевры в картинах авторов в коллекции Третьякова оказались произведения, которые в дальнейшем стали лучшими образцами отечественного искусства и прославили русскую живопись. После смерти основателя музей, носящий его имя и получивший статус национального, не только сохранял коллекцию, но и поставил задачу продолжать его дело. В 1920-х годах в Третьяковской галерее существовал специальный отдел нового и новейшего искусства, ликвидированный в эпоху господства социалистического реализма. Создание в начале 2000-х годов отдела новейших течений позволило Третьяковской галерее вновь стать музеем, открытым актуальным тенденциям.

Один из наиболее важных художников, чьи произведения представлены на выставке, — Михаил Рогинский. Выставка открывается работами Михаила Рогинского, мир которого складывался из простых бытовых реалий: примуса, стенки с розеткой, кухонной утвари, двери. Философия его искусства обнаруживает следы в работах многих художников разных поколений. Ведь в «вещи» Рогинского отразились и человек с окружающим его миром, и зависимость от реальности, и попытка побега от нее. Как изменилось и изменилось ли восприятие человека и его окружения за прошедшие 50 лет? Какие пути ухода от действительности предлагали авторы разных поколений и есть ли между ними различия? И, наконец, способно ли искусство на преобразование мира или ему остается лишь фиксировать следы крушения утопических упований авангарда? Экспозиция не предполагает жесткого деления на разделы, она развивается как единый текст с комментариями и отступлениями, ведь в центре внимания проекта — исследование процессов рождения искусства, его трансформации или, напротив, постоянства его предмета — через поиск связей и пересечений, ясных созвучий или случайных совпадений в произведениях художников разных поколений.

Для Цитирования:
Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: