По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Весёлый поезд идёт в тупик

Тульский камерный драматический театр поставил спектакль по давно разобранному на цитаты произведению Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» (культовому для слегка постаревших «шестидесятников»). В спектакле исповедался «самый деликатный» алкоголик России. Правда, не в храме, не на площади, а на сцене.

Сегодня сотрудники отделов ЗАГС лучше многих знают, что разводы по причине алкогольной зависимости в стране лидируют, разрушаются семьи. Появилось понятие социального сиротства, когда дети становятся брошенными при живых пьющих родителях. Поэтому сегодня мы и отправимся вместе с вами в этот театр.

Скажу сразу: именно на этот спектакль идти опасалась. Ведь иронически настроенный автор ещё в поэме «Москва — Петушки» сообщал читателям, что для него всё встреченное им человечество делится на два разряда: одни знают с младенчества, как очистить политуру, а вторые — от чего умер Пушкин. Про политуру я не знаю ровным счётом ничего, огорчаюсь ненормативной лексикой со сцены, да и исповедей алкоголиков по долгу службы (а порой и в интересах дружбы) слышала немало… Поэтому в театр шла в сопровождении скепсиса.

Оказалось, режиссёр, сценограф и исполнитель главной роли в этой постановке — Алексей Басов — создал с ансамблем единомышленников блестящую театральную версию, в которой не оказалось ни грана пошлости, ни одного дежурного приёма в изображении этого многим известного состояния. Аскетичный по форме, тревожный по настроению спектакль производит магическое воздействие на зрителя.

Делаю закладку для себя: если буду в Туле — непременно ещё раз сходить в этот театр на 50 мест, который умеет быть честным и задавать зрителю в качестве «работы на дом» неприятные, но важные вопросы. Оказалось, деликатная тема решена сценически оригинально и тонко, игра актёров (не игра, а «проживание» судьбы несчастного) глубока и правдива. История про то, как долго и много пьющий пытается доехать к своей мечте в провинциальных Петушках, к дому, к любящим людям, а ходит по замкнутому кругу — полна трагизма и узнаваемых деталей.

Должна сказать, что всегда существовал соблазн прочитать эту историю поездки Венички (так зовут главного антигероя) из Москвы в Петушки как протест творческой личности против «тоталитарного государства». Или как частный случай «горя от ума», опять же в борьбе с системой (кстати, поэма и опубликована была впервые за границей, в Израиле). Или (что проще всего!) как хохотушки по поводу комических телодвижений пьяного человека в разных стадиях потери ориентации, стыда или сознания. Современный театр, коммерциализируясь на наших глазах, увы, всё чаще идёт лёгким путём низкопробных демонстраций порока.

Для Цитирования:
Ольга Кононенко, Весёлый поезд идёт в тупик. ЗАГС. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: