По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Верховный Суд РФ представил очередной обзор судебной практики*

В документе — ряд важных правовых позиций по гражданским, уголовным, административным делам. Мы выбрали наиболее интересные из них.

* Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18 июня 2025 г.

5. По смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации строительство автомобильной дороги может быть признано деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Невозможность точного определения степени влияния одной из совокупных причин на возникновение ущерба и точного расчета убытков не является основанием для лишения потерпевшего права на возмещение ущерба, размер которого в таком случае определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов разумности и соразмерности.

К. обратилась в суд с иском к ГКУ «Главтатдортранс» о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, указав, что является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома в г. Казани. В результате строительства автомобильной дороги жилому дому К. причинен вред: произошла деформация стен, образовались трещины, возникли разломы кирпича, сдвижка кирпичной кладки, повреждение основания фундамента дома, что привело жилое помещение в непригодное для проживания состояние, в связи с чем истец как собственник жилого дома ограничена в его пользовании, поскольку не исключается обрушение части стены дома. Кроме того, в жилом доме отмечаются повышенный уровень шума и вибрация, в связи с чем у истца нарушился сон и начались головные боли.

Определением суда по ходатайству представителя истца по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Институт строительно-технической экспертизы».

Согласно заключению эксперта фактическое несоответствие конструктивного элемента (стены) жилого дома обязательным строительным нормам и правилам в связи с фактическим отсутствием требуемого армирования лицевого и основного слоев в плоскости стен и гибких связей, вертикальных диафрагм, а также отсутствием гидроизоляционного слоя выше уровня тротуара или верха отмостки явилось причиной возникновения выявленных дефектов, которые, в свою очередь, являются следствием совокупности воздействий. Совокупность воздействий выражается в виде совместного и попеременного воздействия вибрационных нагрузок, связанных с работами по строительству автомобильной дороги, и сил морозного пучения, не связанных с этими работами. Прямая причинно-следственная связь между выявленными дефектами и работами по строительству автомобильной дороги отсутствует, воздействия в виде вибрационных нагрузок явились катализатором процессов, возникающих при выявленных несоответствиях конструктивных элементов.

Для Цитирования:
Верховный Суд РФ представил очередной обзор судебной практики*. Юрисконсульт в строительстве. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: