Вентильный двигатель (ВД) – это электродвигатель, в котором коллекторнощеточный узел заменен бесконтактным полупроводниковым коммутатором, управляемым датчиком положения. ВД работают от сети постоянного тока [1].
Бесконтактный двигатель – это система регулируемого электропривода, состоящая из электродвигателя, вентильного преобразователя и блока электронного управления, который коммутирует обмотки статора в зависимости от положения ротора.
Микроконтроллер, выполняющий роль устройства управления, регулирует вектор магнитного поля статора, учитывая положение ротора. Коммутация прибора реализуется при помощи вентильного преобразователя.
Вентильные двигатели – электрические машины, в которых частота вращения вала не зависит от частоты в сети. Частота вращения регулируется изменением потока возбуждения и тока в якоре.
Вентильные двигатели имеют ряд достоинств [1]:
1. потеря энергии минимальна вследствие небольшого магнитного сопротивления;
2. высокий уровень безопасности даже при самых высоких нагрузках обеспечивается отсутствием контактных элементов, искрением при коммутации;
3. широкий диапазон оборотов, мягкое переключение скоростей облегчает работу бытовых приборов и приводов в различных сферах производства;
4. бесщеточные двигатели имеют высокие показатели КПД и мощности;
5. отсутствие щеточного механизма не требует технического обслуживания, делает двигатель легче и компактнее;
6. бесколлекторные электродвигатели могут использоваться в агрессивной и взрывоопасной среде, что расширяет область их применения;
7. высокая точность работы и динамика повышает эффективность прибора;
8. вентильные двигатели практически не создают радиопомех.
В то же время у вентильных двигателей есть и недостатки:
1. высокий уровень шума;
2. сложное управление инверторами;
3. высокая цена.
Чтобы разобраться в том, что собой представляет вентильный двигатель и как он работает, необходимо знать его устройство.