По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Великая отечественная война 1941–1945 годов в исторической памяти народа

Андрей Покида кандидат социологических наук, директор Центра социальнополитического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, E-mail: pokida@rambler.ru
Наталья Зыбуновская научный сотрудник Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ

Статья основана на результатах социологического мониторинга, посвященного изучению представлений россиян о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Социологическое исследование проведено Центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС в марте 2015 года .

Великая Отечественная война 1941–1945 годов — важнейшее событие ХХ века для народа нашей страны, защитившего честь, свободу и независимость своего Отечества. В то же время это решающая часть Второй мировой войны, имеющая всемирноисторическое значение. Ее итогом стали разгром фашистской Германии и освобождение европейских стран от «нового мирового порядка». О масштабах военных действий можно судить по количеству стран, участвующих во Второй мировой войне (62 страны), и территории, охваченной боевыми действиями (три континента и четыре океана).

Актуализация роли и ценности Победы в Великой Отечественной войне в исторической памяти россиян является одним из мощных факторов подъема национального самосознания и консолидации всех слоев и социальных групп российского населения.

За 70-летие, прошедшее после Победы, в стране произошло немало важных событий: изменилась страна, трансформировались социально-экономическая и политическая системы страны, модифицировались общественное сознание, духовные ценности. Вместе с тем историческая память о Великой Отечественной войне остается общеразделяемой позитивной ценностью, духовным капиталом России.

Достижения России, которыми гордятся россияне2

История практически каждой российской семьи тесно связана с историей Великой Отечественной войны, ставшей для народа не только символом и воплощением величия страны, мужества и стойкости людей, но и огромной трагедией, неизмеримыми людскими страданиями и потерями.

Российская действительность стоит перед фактом ухода из жизни участников войны — живых носителей знаний и ценностей. При этом появляются новые фильмы и новые книги о войне, транслирующие историю в обновленном виде, оценивая события прошлого с точки зрения современности. Поэтому вполне объяснимо, что память о Великой Отечественной войне будет видоизменяться, новые поколения будут по-другому относиться к этому историческому событию.

Кроме того, каждая новая эпоха привносит свои события, идеологию, которые изменяют или заменяют представления людей о прошлом. С начала 1990-х годов негативное восприятие постсоветской властью всего наследия советского прошлого не могло не отразиться на отношении к Великой Отечественной войне.

Задачи данного исследования предполагали выявление изменений в массовом сознании российского общества, изучение того, каким образом процессы, протекающие в стране за последние 10 лет, повлияли на историческую память населения, на отношение россиян к событиям Великой Отечественной войны.

Результаты социологического мониторинга показывают, что Победа в войне 1941–1945 годов является самым значимым событием в истории нашего Отечества и неизменно занимает первое место среди достижений страны, которыми гордятся россияне (табл. 1).

Следует обратить внимание, что количество поводов для гордости достижениями России среди респондентов несколько увеличилось. В настоящее время 22,7% опрошенных ничем не гордятся, в 2010 году таких было 29,1%.

Рис. 1. Доминанты гордости россиян в истории Великой Отечественной войны (в %)

Рис. 2. Факторы, определяющие достижение победы над фашизмом (в %)

При воспоминании о событиях Великой Отечественной войны чувство гордости у большинства опрошенных связывается с массовым патриотизмом и героизмом на фронтах (86,3%), подвигом тружеников тыла (62,9%), которые являются определяющими в достижении победы над фашизмом (рис. 1). Примечательно, что позитивное отношение к подвигу тружеников тыла наблюдается у представителей разных возрастных групп. Чуть больше эта гордость свойственна пожилым людям старше 60 лет (63,9% опрошенных), меньше — респондентам 18–24 лет (57,8%).

Несмотря на то что Победа в войне была одержана усилиями всего советского народа, не следует забывать заслуги военачальников и полководцев. Армия, как бы она ни была хорошо вооружена, многочисленна или мотивирована, не может победить без умелой организации военного процесса. По данным социологического мониторинга, военное искусство полководцев вызывает гордость практически у половины респондентов. За последнее десятилетие этот вариант ответа существенно актуализировался.

Приведенные выше оценки россиян коррелируют с ответами на следующий вопрос об основных факторах, которые сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом (рис. 2).

В целом данные опроса демонстрируют, что для разных поколений россиян, представителей различных социальных слоев роль тружеников тыла и подвиг фронтовиков являются доминирующими обстоятельствами, вызывающими чувство гордости, что говорит об устойчивости и преемственности исторических представлений о Великой Отечественной войне, несмотря на различные попытки реконструкции событий военных лет в 1990-е годы.

Следует отметить существенный рост идеологической составляющей как значимой роли в победе над фашизмом. Так, 39,4% опрошенных указали «советское воспитание», что говорит о наметившейся тенденции преобладания уважительного отношения населения к тому периоду нашей истории, достижения которого являются поводом для гордости для большинства россиян. Не случайно в памяти о советском периоде истории нашей страны фигурируют наряду с ужасами репрессий всеобщее образование, развитие науки и культуры, создание индустриальной мощи страны и ее превращение в великую промышленную державу, победа над фашизмом, зарождение и развитие космонавтики и многие другие достижения подлинно всемирного исторического масштаба. При этом следует отметить, что для молодежи роль советского воспитания в достижении Победы несколько ниже, чем для старшего поколения. В возрастной группе 18–24 года эту позицию отметили 31,1%, в группе 60 лет и старше — 46,2%.

Рис. 3. События, факты войны 1941–1945 годов, вызывающие чувства горечи и боли (в %)

Вместе с тем при оценках Победы и отношении к ней как к значимому событию в жизни нашего народа наиболее острым является вопрос о человеческих жертвах. Людские потери в годы Великой Отечественной войны вызывают чувства горечи и боли у подавляющего большинства респондентов (91,7%). Половина опрошенных отметили разрушение городов и сел, треть респондентов испытывают чувства горечи и боли при воспоминаниях о репрессиях по отношению к людям, бывшим в плену, и уничтожении культурных ценностей. По результатам социологических опросов, проведенных за последние 10 лет, эти оценки не претерпели значительных изменений (рис. 3).

Значительное место в сознании россиян занимает тема репрессий в годы войны. Факты репрессий по отношению к людям, вышедшим из окружения, находившимся на оккупированной территории, бывшим в плену, беспокоят 34,6% респондентов. Кроме того, данные опроса показывают, что такие неприятные события войны, как пленение фашистами большой массы советских солдат и офицеров, переход на сторону фашистской Германии тех людей, которые были против советского строя, насильственная депортация Сталиным некоторых народов СССР, штрафные батальоны, роты, заградительные отряды, прочно укрепились в сознании людей и вызывают чувства горечи и боли.

В укреплении и обогащении исторической памяти о Великой Отечественной войне важное место занимает роль семейных ценностей и символов той эпохи. Опрос показывает, что различные реликвии и атрибутика Великой Отечественной войны сохранились только у половины российских семей. Это прежде всего ордена, медали, нагрудные знаки, погоны (36,9%), а также письма с фронта, фотографии (21,7%). В меньшей степени респонденты отмечают наличие дневников и воспоминаний (4,3%), одежды (5,3%), личных вещей (6,1%).

Здесь следует отметить, что среди молодых людей наблюдается меньшее стремление к сохранению реликвий Великой Отечественной войны. Так, в возрастной группе 18–24 года только 30,2% отметили наличие в своей семье орденов, медалей, нагрудных знаков, погон, в группе 30–39 лет — 37,0%, в группе старше 60 лет — 41,4%. По остальным семейным ценностям и символам наблюдается примерно такая же тенденция (табл. 2).

С начала 1990-х годов попытки переосмысления социально-исторического опыта предшествующих поколений привели к стремлению переписать историю войны. Живую, событийную историческую память стала теснить реконструированная память (историческая литература, учебники, СМИ, художественные произведения), часто сопровождающаяся фальсификацией событий и фактов военных лет. Идея патриотизма, фундаментальная по своей сути и являющаяся основой для объяснения по существу всех событий Великой Отечественной войны, претерпела изменения. В общественном сознании появились вопросы, смысл которых свидетельствовал о некоторых переменах в отношении россиян к Великой Отечественной войне. Эти вопросы и суждения были связаны с сомнениями в необходимости «победы такой ценой», с дегероизацией советского народа, проявившего массовый героизм на фронте и в тылу, с утверждениями о том, что «русский народ — завоеватель» и др.

Рис. 4. Мнения респондентов относительно искажения истории войны 1941–1945 годов в некоторых публикациях в печати, передачах телевидения и радио (в %)

Особенное значение в процессе формирования представлений о Великой Отечественной войне имеют средства массовой информации, которые, однако, не всегда достоверно отображают исторические события. Этот факт подтверждают мнения респондентов, опрошенных в 2015 году. В большинстве ответов отмечается наличие фактов искажения истории войны 1941– 1945 годов в некоторых публикациях в печати, передачах телевидения и радио. В значительно большей степени это относится к зарубежным средствам массовой информации, цель которых — обесценить роль нашей страны в Победе во Второй мировой войне. В этом уверены 61,0% респондентов, отметивших позицию «да, очень часто». Тем не менее 12% россиян указали на частое искажение истории Великой Отечественной войны отечественными СМИ (рис. 4).

В связи с этим государство предпринимает определенные меры по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, купированию фальсификации фактов и снижению спекуляций на эту тему. Так, в 2009 году по инициативе Президента РФ была создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Создание этой комиссии вызвало много споров в научной среде, и в 2012 году она была упразднена.

Противодействовать искажению истории Великой Отечественной войны призван Федеральный закон от 05.05.2014 № 128-ФЗ, в котором вводится наказание за «публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет)».

Рис. 5. Отражение в современной отечественной литературе, на телевидении и в прессе событий Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (в %)

Об успешности введения данного закона говорить пока рано. Тем не менее, по мнению 2/3 респондентов, события истории Великой Отечественной войны стали отражаться в современной отечественной литературе, на телевидении и в прессе объективно, 8,6% опрошенных заявили, что данный период очерняется, 10,9% — что обеляется.

За последние годы, как показывают данные рис. 5, наметилась положительная тенденция в освещении и отражении в литературе и средствах массовой информации периода войны 1941–1945 годов. Весьма важными для характеристики исторической памяти о войне являются представления об основных причинах Второй мировой войны (рис. 6).

В последние годы в некоторых западных странах усиливаются попытки возложить равную ответственность за начало Второй мировой войны на СССР и Германию. Победа в войне преподносится не как освобождение европейских стран от фашистского режима, а как оккупация Советским Союзом этих территорий. По данным опроса, россияне практически единодушно возлагают ответственность за это роковое событие XX века на фашистский режим, установившийся в то время в Германии. В числе основных факторов начала войны большая часть респондентов (75,5%) указали на стремление фашизма к мировому господству.

Набирает обороты следующая причина начала Второй мировой войны, являющаяся, по сути, природой всех войн: 56,5% опрошенных отметили стремление ведущих государств мира завладеть новыми территориями, сырьевыми ресурсами, рынками сбыта и т.д. Борьбу капиталистического Запада с коммунистическим Советским Союзом отметили 25,2%. Сравнительно немного россиян в качестве причины развязывания войны указали стремление коммунизма к мировому господству (4,4%). Важно отметить, что по данному вопросу и молодое, и старшее поколение имеют общую позицию вопреки усиленно насаждаемой Западом иной трактовке.

Массовое распространение фашизма на европейской территории в 1930-е годы привело к началу Второй мировой войны, гибели миллионов людей, разрушению сел и городов. Как показывает опрос, у российского населения сегодня, по прошествии 70 лет, отношение к фашизму резко негативное. На этом фоне весьма тревожным сигналом могут служить данные, что четверть россиян опасается массового распространения идеологии фашизма на территории современной России (рис. 7).

Рис. 6. Основные причины Второй мировой войны (в %)

Таким образом, материалы социологического мониторинга демонстрируют, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну прежде всего как символ для всего народа, иных народов, причастных к Великой Победе, а ее итоги — как выдающееся достижение в истории нашего Отечества и во всемирной истории. Историческая память о Великой Отечественной войне — практически единственный объединяющий феномен, который характеризует дух и характер нашего народа, повод для гордости за себя и свое прошлое. Данное отношение необходимо ценить и передавать последующим поколениям.

Рис. 7. Мнения россиян об имеющейся возможности массового распространения идеологии фашизма в современной России (в %)

Язык статьи:
Действия с выбранными: