В середине 90-х гг. прошлого века в мире активное развитие получила информатизация всех отраслей экономики. Это явление можно обозначить, как первый этап мировой информатизации. Появилась компьютерная техника нового поколения, в частности более совершенные персональные ЭВМ и быстроразвивающийся, уже довольно доступный широкому кругу потребителей Интернет. Самое активное развитие получило различное программное обеспечение от всевозможных бухгалтерских комплексов и систем, до еще более комплексных и многофункциональных, таких как ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), CRM (Customer Relationship Management — управление взаимодействием с клиентами), SCM (Supply Chain Management — управление цепями поставок), EAM (Enterprise Asset Management — система управления основными фондами предприятия) и пр.
Уже с середины первого десятилетия нашего века начался второй этап информатизации, который заключается в создании самого широкого спектра различного рода информационных систем. Так, в России, например, в этот период активно развивались государственные информационные системы (ГИС).
В настоящее время в российском реестре ГИС содержатся сведения о 336 ГИС общей стоимостью более 200 млрд росс. руб. По мнению экспертов, мощности ГИС используются только на 1–2 %, и сейчас ставится цель существенно повысить эффективность их использования [1].
Современный этап развития информационных технологий характеризуется как цифровой, названый BCG (Boston Consulting Group) цифровизацией (от англ. Digital), а вот «Аналоговый период в сельском хозяйстве закончился, отрасль вошла в цифровую эру» — прогнозирует Goldman Sachs, это значит, что к 2050 г. применение технологий нового поколения будет способно увеличить производительность мирового сельского хозяйства на 70 % [2].
Очевидно, что понятие цифровой трансформации может быть точно сформулировано для каждого аграрного предприятия совершенно по-разному. Так, для небольшого фермерского хозяйства это будет одно толкование, а для крупного агрохолдинга — другое, все зависит от глубины и масштаба цифровых преобразований. Поэтому весьма затруднительно дать односложное определение, которое могло бы быть максимально точным абсолютно для всех. Существует часто встречаемая и употребляемая, почти классическая формулировка этого термина [3]: «Цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. Это сквозное преобразование в масштабах всего предприятия, которое влияет на все части организации».