Предоставляя слово первому выступающему — Леониду Лозбенко, председателю Общественного совета при Федеральной таможенной службе, модератор мероприятия Ольга Олигер, эксперт Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов», акцентировала внимание участников на том, что конференция по столь важной теме, как таможенные платежи, не случайно проходит при содействии Общественного совета. Под руководством Леонида Лозбенко, имеющего огромный, в том числе международный, опыт, этот орган в короткое время стал ведущей площадкой активного диалога между таможней и бизнесом, на которой обсуждаются самые значимые вопросы таможенной сферы.
Леонид Лозбенко начал свое выступление с обозначения главной задачи Федеральной таможенной службы, которая состоит в обеспечении единообразного применения таможенного законодательства на всей территории страны. Эта сложная работа осуществляется в рамках Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 г. «В эту программу впервые по инициативе Общественного совета был включен раздел "10 шагов навстречу бизнесу", причем не как лозунг, а с конкретными показателями», — подчеркнул Леонид Лозбенко. В настоящее время готовится Стратегия развития Федеральной таможенной службы на период до 2030 г.: руководитель ФТС представил ее на Международном таможенном форуме, который состоялся 24–25 октября в Москве. По словам Леонида Лозбенко, являющегося участником Консультативной группы частного бизнеса Всемирной таможенной организации, генеральный секретарь ВТамО очень заинтересовался этим документом и попросил ознакомить с ним членов организации, отметив, что ФТС России первая таможенная администрация, принявшая столь долгосрочный план.
Елена Бричева, начальник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, прежде всего обрадовала аудиторию долгожданной новостью: на заседании Высшего Евразийского экономического совета 1 октября наконец подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, предусматривающий возможность использования авансовых платежей для уплаты ввозных таможенных пошлин. Впрочем, бизнесу придется еще какое-то время потерпеть, поскольку этот документ должен пройти процедуры внутригосударственного согласования и ратификации в каждой из стран Союза. Затем Елена Бричева осветила актуальные вопросы в части администрирования таможенных платежей, причем в несколько неожиданном ракурсе — с точки зрения происхождения товаров, поскольку здесь выявилось недопонимание со стороны участников ВЭД. Она напомнила, что Договор о ЕАЭС разграничивает применение правил определения происхождения товаров для разных целей. В статье 37 говорится: если происхождение товара определяется «для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами», то применяются непреференциальные правила определения происхождения товаров; если же происхождение товара определяется для целей предоставления тарифных преференций, то применяются преференциальные правила. В последнем случае и возникают проблемы, поскольку при ввозе товаров в рамках соглашений о свободной торговле (в настоящее время такие соглашения заключены с СНГ, Вьетнамом, Сингапуром) для каждой страны существуют свои правила. «Таким образом, может возникнуть ситуация, когда один и тот же товар по преференциальным правилам будет признаваться, например, вьетнамским, а по непреференциальным — иного происхождения. Так, товар, собранный во Вьетнаме из китайских компонентов, будет сохранять китайское происхождение, — пояснила Елена Бричева. — Почему с точки зрения таможенных платежей важно понимать эти особенности? Потому что по преференциальным правилам товар вьетнамского происхождения может претендовать на тарифные преференции, то есть пошлина уплачивается в меньшем размере, а по непреференциальным правилам в отношении этого товара должны применяться запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, то есть специальные, антидемпинговые или компенсационные пошлины».