Всовременном обществе свободное «перетекание умов» приобретает более интенсивный характер, получает глобальный размах. Это продиктовано новыми институциональными формами науки, особенностями её конкурентной среды.
За последние два десятилетия ситуация радикально изменилась: мир пришёл в движение, наступило турбулентное время, которое уже никогда не кончится. Британский социолог З. Бауман, выступая 25 августа 2015 г. в Праге на открытии 12-й конференции Международной социологической ассоциации, сказал: «…Миграция сегодня — это проблема глобальная. Это не частная собственность Европы, но общечеловеческое явление. И миграция не кончится, это наше будущее, хотим мы этого или нет, довольны мы этим или нет. Сегодня “перетекание умов” носит транснациональный характер, оно приобретает, по сути, автономный режим существования, в значительной мере дистанцированный от научной политики страны исхода» [6].
Обобщая, эксперты фиксируют следующие типы мобильности:
— мобильность, связанная с академической карьерой;
— продвижение по профессиональной лестнице (восходящее и нисходящее);
— мобильность из одной научной области в другую;
— мобильность в её «патологической» форме — уход учёных из сферы науки;
— территориальные перемещения учёных, среди которых выделяют инпатриальную (внутри страны) и международную мобильность: маятниковую, безвозвратную миграцию (эмиграцию) и миграцию с обратной связью [1].
Необходимо проанализировать и учесть сложное сочетание причин и мотивов миграции, а также спроса на учёных и специалистов на международных рынках интеллектуального труда. Рассмотрим эти вопросы.
В понимании мотивов и стимулов интеллектуальной миграции важное значение имеют механизмы поведения интеллектуальных мигрантов, то есть социальная среда и социальные нормы, которые в основном и способствуют процессу принятия индивидуального решения о переезде в другую страну. Как известно, по мнению учёных, изучающих миграцию как социальное явление, основной причиной эмиграции выступают, как правило, противоречия между существующими потребностями личности с одной стороны и возможностями и условиями их удовлетворения — с другой.