По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 294.118 DOI:10.33920/nik-01-2506-04

Ведический мифопоэзис и диалектическая системогенетика культуры

Тимощук Алексей Станиславович ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН РФ», Россия, 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д. 67е, E-mail: timoshchuk_as@33.fsin.gov.ru

В статье рассматриваются стратегии протоиндийского (ведийского) культурогенеза. Выясняется причина категориальной вариативности с точки зрения социально-экономических отношений и концептуализации культуры. Анализируются ведические (ведийские) тексты с точки зрения устойчивого развития как социального идеала. В статье представлена диалектическая структура взаимосвязи материального мира и феноменологии духа в протоиндийском (ведийском) исполнении.

Литература:

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: в 2 т. — Т. 1. — М.: Наука, 1975. — 173 с.

2. Москалев Ю.Н. Мировоззренческий аспект категории ценность в политэкономии и концепция методологии предмета // Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Будущее. Т. 2. — Изд-во Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, 2019. — С. 292.

3. Москалев Ю.Н., Тимощук А.С. Традиционный фактор в социально-экономических процессах // Вестник Владимирского юридического института. — 2007. — № 4. — С. 224–227.

4. Москалев Ю.Н., Тимощук А.С. Этический фактор в социально-экономических процессах // Система экономической сферы общества. — Н. Новгород: Гладкова О.В., 2012. — С. 66–70.

5. Москалев Ю.Н., Тимощук А.С. Современное индийское политическое мифотворчество и политэкономия // Духовные стратегии устойчивого развития: экотеология, философская антропология, философия культуры, востоковедение. — Владимир: ВлГУ, 2023. — С. 76–87.

6. Тимощук А.С. Проблема исключительности человеческой жизни в философской школе веданта-даршаны // Проблема человека: мультидисциплинарный подход. — М.: ЗАО «Олита», 1998. — С. 175–179.

7. Тимощук А.С. Метафизика любви В.С. Соловьева и эстетическая веданта // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль ХХ века. — Иваново, 2000. — C. 78–80.

8. Stcherbatsky T. The Doctrine of the Buddha // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — 1932. — Volume 6. — Issue 4. — February. — P. 867–896.

9. The Two Oldest Veda Manuscripts. Facsimile Edition of Vājasaneyi Samhitā 1–20 (Samhitā- and Padapātha) from Nepal and Western Tibet (c. 1150 CE) // Edited by Michael Witzel. — Harvard University Department of South Asian Studies. — 184 p.

1. Vernadsky V.I. Reflections of a Naturalist. — In 2 volumes. — Vol. 1. — Moscow: Nauka, 1975. — 173 p.

2. Moskalov Yu.N. Ideological aspect of the category of value in political economy and the concept of the methodology of the subject // Foresight “Russia”: new industrial society. Future. Volume 2. — Publisher: Institute for New Industrial Development named after S.Yu. Witte, 2019. — P. 292.

3. Moskalov Yu.N., Timoshchuk A.S. Traditional factor in socio-economic processes // Bulletin of the Vladimir Law Institute. — 2007. — No. 4. — P. 224–227.

4. Moskalov Yu.N., Timoshchuk A.S. Ethical factor in socio-economic processes // The system of the economic sphere of society. — N. Novgorod: Gladkova O.V., 2012. — P. 66–70.

5. Moskalov Yu.N., Timoshchuk A.S. Modern Indian political myth-making and political economy // Spiritual strategies of sustainable development: ecotheology, philosophical anthropology, philosophy of culture, oriental studies. — Vladimir: VlSU, 2023. — P. 76–87.

6. Timoshchuk A.S. The problem of the exceptionalism of human life in the philosophical school of Vedanta-darshana // The problem of man: a multidisciplinary approach. — M.: ZAO “Olita”, 1998. — P. 175–179.

7. Timoshchuk A.S. Metaphysics of love V.S. Solovieva and the aesthetic Vedanta // Vladimir Soloviov and the philosophical and cultural thought of the twentieth century. — Ivanovo, 2000. — P. 78–80.

8. Stcherbatsky T. The Doctrine of the Buddha // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — 1932. — Volume 6. — Issue 4. — February. — P. 867–896.

9. The Two Oldest Veda Manuscripts. Facsimile Edition of Vājasaneyi Sam-hitā 1–20 (Samhitā- and Padapātha) from Nepal and Western Tibet (c. 1150 CE) // Edited by Michael Witzel. — Harvard University Department of South Asian Studies. — 184 p.

Статья поступила 06.02.2025.

Статья одобрена к публикации 26.03.2025.

Множественность глобализаций выступает более сильной артикуляцией мягкого высказывания «многополярность». Экономические и производственные успехи человечества позволили появиться нескольким агентам культурного влияния. Подспудно существовавшие религиозный фактор, трайбализм, этничность, национализм, умноженные на фактор медиа и технологий, представляют уже угрозу региональной стабильности. Статья рассматривает индийский вариант глобализации, когда в качестве факторов успеха выступают не только темпы роста и демография, но история, самосознание и даже мифология.

Национальные идеологи используют традиционную мифологию для позиционирования на политическом ландшафте, конструируя отдельные цитаты из санскритских текстов как маркеры инклюзии, демократии, толерантности, гармонии, справедливости и достоинства. Открытие инфраструктурных объектов, а также огромных, популярных в Индии мурти (скульптур) Ханумана, Рамануджи, Шивы и других религиозных инсталляций сопровождается речами политиков, связывающих ведийскую цивилизацию и современную полиэтничную Индию. На саммите G20 2023 г. Индия не только применяла автохтонное самоименование «Бхарата» из древнего эпоса про Пандавов, но связывала экологическую повестку с темами единства общей судьбы людей, животных и растений, в чем даже превосходила универсалистские стратегемы Китая [6].

Индия сегодня смелее других достает свое мифологическое прошлое и использует в медиакоммуникации, оспаривая научные взгляды на эволюционную антропологию, миграцию индоевропейских народов. События мифологической «Махабхараты» археологически трудно подтвердить, скорее этот сюжет выступает философско-культурологической базой идеальной древнеиндийской культуры.

«Ведическая культура» — это идеальное понятие, которое описывает порядок организации жизни в некотором условном древнеиндийском социуме. Ведическая культура относится к культурным и религиозным практикам, основанным на Ведах, которые играют основополагающую роль в древнеиндийской цивилизации. Она включает в себя традиции, формирующие духовность, ритуалы и социальные нормы. Ведическая культура сыграла решающую роль в развитии индуистской философии и ценностей, которые также берут свое начало в аюрведе. Эта культура считается важнейшей основой этических и социальных структур Индии, и отмечается, что ее значение со временем снижается, что может привести к утрате культурной идентичности.

Для Цитирования:
Тимощук Алексей Станиславович, Ведический мифопоэзис и диалектическая системогенетика культуры. Вопросы культурологии. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: